Перевернутая пирамида Абрахама Маслоу. Пирамида абрахама маслоу


Пирамида Маслоу - PSY-CHO

Каждый человек хочет быть успешным, здоровым и духовно развитым. Оказывается, существует пирамида, основанная на том, что пока не будут удовлетворены основные инстинкты и потребности человека, то успеха добиться он вряд ли сможет. Это можно сказать немого иначе – когда человеку нечего есть и он не знает где жить, у него голова будет болеть от этих проблем и ни о каких духовных исканиях речи быть не может.

В пирамиде Абрахама Маслоу все человеческие потребности распределены от низшего (низ пирамиды) до высшего (верхушка развития).

На низшей ступени стоят физиологические потребности, такие как вода, еда и сексуальное удовлетворение. Если человек страдает от нехватки чего-либо из вышеперечисленного, то он не может удовлетворить вышестоящие потребности,  мыслями постоянно возвращается к тому, что хочет есть, пить или ему некуда деть свою сексуальную энергию.

Если же все физиологические потребности удовлетворены, то человек может перестать обращать на них свое внимание, во всяком случае, на какое-то время, пока они не начнут его вновь беспокоить, и перейти к удовлетворению своей потребности в безопасности. Если человек чего-то боится, то естественно он не может сосредоточиться на достижении какой-либо своей цели, его внимание рассеяно, он не может сконцентрироваться, потому что испытывает чувство страха и тревоги. Порой, человек, во имя получения безопасности, может сознательно жертвовать своими физиологическими потребностями. Угрозой для жизни могут быть как войны, катаклизмы, катастрофы, так и  потеря жилья, потеря имущества, угроза увольнения с работы.

Когда человек чувствует себя сытым, довольным и в безопасности, то человек начинает стремиться к удовлетворению своих психических потребностей, таких как, потребность в любви, уважении, желание чувствовать себя нужным. Это выражается в том, что человек создает семью, добивается успеха, вступает в определенные группировки, чтобы чувствовать себя кому-то нужным. Когда данная человеческая потребность не удовлетворена, человек чувствует себя одиноким, несчастным и разбитым.

Когда у человека есть семья, друзья и круг общения, он чувствует себя нужным, то он начинает стремиться быть признанным. Реализация своих целей, желание быть оцененным по достоинству и т.д.

Вершина пирамиды Абрахама Маслоу – потребность в самоактуализации. Даже если все низшие потребности человека удовлетворены, даже если он чувствует себя в безопасности, нужным и признанным, он все равно не сможет быть счастлив, пока не будет заниматься тем,  к чему у него лежит душа. Такое может произойти, если человек успешный, замечательный, в детстве он мечтал стать музыкантом, но родители ему не разрешили этого сделать, запретили, под предлогом того, что это плохо оплачиваемая и бесперспективная профессия.

Не обязательно, чтобы каждая потребность человека была удовлетворена на все 100 %, среднестатистические цифры Маслоу таковы: 85% — физиологические, 70 % — безопасность, 50 % — психические потребности, 40 % — уважение, 10 % — самоактуализация. Когда картина жизни человека строится подобным образом, он ощущается себя здоровым и полным сил и жизненной энергии.

___________________

И еще…

Для молодых родителей и детей будет полезно полистать страницы сайта http://malutka.net. Здесь вы можете прочитать о том, как проводить профилактику здоровья новорожденного малыша, кроме того можно узнать для чего нужно средство Дюфалак для новорожденных.

www.berdof.com

Учение Абрахама Маслоу и пирамида потребностей

В статье рассматривается вопрос об авторе пирамиды потребностей. Сопоставляется учение А. Маслоу, изложенное в труде «Мотивация и личность» и пирамида потребностей, которая, вероятнее всего, впервые появляется в первом издании учебника У. Стоппа.

В последние годы пирамида потребностей, более известная как пирамида Маслоу, вызывает ожесточенные споры со стороны менеджеров и маркетологов. Большинство из них говорит, что пирамида не работает в реальных условиях. Кто-то даже добавляет: в реальных российских условиях (подразумевая, что она работает в США, где и создавалась). Существует даже такая крайне лаконичная и резкая трактовка теории мотивации: «По Маслоу, человек – это "животное, которое постоянно чего-то хочет"».

Критики указывают на десятки примеров, доказывающих абсурдность пирамиды. Например, что можно сказать о поэте, который остается голодным, но с еще большим вдохновением пишет стихи? Или о человеке, который покидает цивилизацию, чтобы стать отшельником? Или альпинист, который пренебрегает безопасностью в своей решимости достичь вершины? Доходит даже до того, что критики «пирамиды» предлагают свои теории мотивации. Пирамида уже растягивалась в блок-схемах, преобразовывалась в 3D формат, количество ступеней пирамиды с каждой новой теорией менялось, но все новые попытки визуализировать учение Маслоу не ссылались на оригиналы работ знаменитого ученого.

А. Маслоу является автором известной работы «Мотивация и личность» (Motivation and Personality). И именно на этих страницах должна появиться пирамида потребностей. Но нет, Маслоу никогда этой пирамиды в своих работах не рисовал. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год). На просторы СНГ пирамиду, скорее всего, «привез» ни кто иной, как Филип Котлер. Его книги являются у нас самыми популярными учебниками по маркетингу, пирамида в них описывается достаточно подробным образом.

Хотя и не было никаких пирамид в иерархии потребностей Маслоу, сама иерархия обычно иллюстрируется именно этим символом. И, несмотря на то, что работа была написана как психологический труд, свое главное применение она нашла в теории и практике управления. [1]

Ситуация с пирамидой осложняется и тем, что многие учебные пособия (например: [4], [6], [7]) из фундаментальной теории потребности Маслоу взяли только всем известную схему, к которой великий психолог никакого отношения не имеет. Только перечисление авторов, как зарубежных, так и отечественных, и их работ, в которых фигурирует пирамида потребностей потребовало бы объема не статьи, а объемной монографии. И ни на одной странице большинства из этих пособий не будет детально рассмотрен труд А. Маслоу «Мотивация и Личность». Как правило, все ограничиваются «подробным» описанием пяти ступеней пирамиды, и путей их удовлетворения.

Впрочем, рабочие программы дисциплин большинства ВУЗов страны о пирамиде не упоминают, они четко обозначают именно теорию мотивации А. Маслоу. Но, на практике студентов знакомят именно с пирамидой. Ситуация может измениться, лишь когда ведущие учебники по менеджменту, маркетингу, управлению персоналом начнут печатать именно теорию мотивации Маслоу. Автор не призывает полностью отказываться от изображения потребностей в виде пирамиды. С помощью этой схемы действительно гораздо проще объяснить студентам теорию мотивации А. Маслоу. Но пирамида не должна носить имя Маслоу. И она должна стать лишь наглядной иллюстрацией. А обучение должно происходить по работе «Мотивация и личность», со всеми ее гранями и допущениями.

Обратимся к первоисточнику и сравним, за что обычно критикуют пирамиду потребностей, с тем, что на самом деле говорится в работах Маслоу.

Возражение № 1: «Неудовлетворенность физиологических потребностей не всегда мешает возникновению потребностей высших уровней.».

На самом деле А. Маслоу говорит о невозможности появления потребностей следующих уровней без удовлетворения потребностей физиологического уровня (скажем, голода или жажды), но он говорит о состояниях, которые человек, живущий в современном обществе, не испытывает. Это потребности, обостренные до крайности, экстремальные условия. «На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды»[2]. Таким образом, очень часто неправильно понимается смысл, который Маслоу вкладывает в понятие «физиологические потребности».

Возражение № 2: «Потребности на самом деле не организованы строго иерархически и последовательно. Они существуют как бы в одной плоскости, хаотически проявляясь в том или ином человеке».

На самом деле «когда мы говорим об иерархии <…>, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. <...> Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека — не единственные детерминанты его поведения» [2]. Кроме этого, Маслоу вводит понятие реверсии потребностей: «У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. <…> Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те, что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть» [2]. Впрочем, экстремальное чувство голода в подавляющем большинстве случаев все же будет определять поведение больше, чем недостаток признания [3].

Возражение № 3: «Ни одну потребность, изложенную в пирамиде нельзя удовлетворить навсегда, поэтому как же они могут сменять одна другую?»

Лучше всего здесь вновь ответить цитатой: «Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп потребностей обозначает конкретную зависимость — стоит, мол, удовлетворить одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может последовать следующий ошибочный вывод — возникновение потребности возможно только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85 %, потребность в безопасности удовлетворена на 70 %, потребность в любви – на 50 %, потребность в самоуважении – на 40 %, а потребность в самоактуализации – на 10 %. Термин «мера удовлетворенности потребности» позволяет нам лучше понять тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более низкой». [2]

И в этом пункте теорию Маслоу в «пирамиде» упростили донельзя.

Возражение № 4: «Классифицировать потребности невозможно, вот поэтому «пирамида» и не работает»

На самом деле Маслоу выступал против мысли о составлении каталога (или перечня) потребностей, потому что считал, что сделать это невозможно. Потому что иначе подразумевалось бы, что все потребности равнозначны, но это не так. Так же предполагалось бы, что каждая потребность живет изолированно от другой, что тоже неверно. А самое главное – такая классификация составлялась бы на основании внешних проявлений удовлетворения потребностей – на поведении. Кроме того, однозначно сказать, каким мотивом вызвано то или иное поведение, крайне сложно, и даже сам человек редко осознает истинную причину своих поступков. «Очевидно, что поведение как таковое не может лечь в основу классификации мотивов, поскольку, как я уже говорил, один и тот же поведенческий акт может быть продиктован самыми разными желаниями. <…> Поиск пищи, последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности. За половым влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и потребность в половом удовлетворении, и потребность в самоутверждении. <…> Таким образом, последовательно исключив все основания классификации, кроме фундаментальных, и, как правило, неосознаваемых целей и потребностей, мы вынуждены сделать вывод, что именно они и служат единственным надежным основанием для построения теории мотивации» [2]. Таким образом, по Маслоу, если и можно сделать классификацию мотивов, то в самом общем виде и ни в коем случае не основываясь на поведенческих актах.

Возражение № 5: «Человек в один конкретный момент времени испытывает не одну потребность, а несколько потребностей «разного уровня».

Маслоу как раз говорит о том, что, потребность не может быть одна; он говорит это в терминах «множественная мотивация поведения» и «множественная детерминация поведения». Теория Маслоу, такая популярная среди наших менеджеров и маркетологов, создавалась вовсе не для них. И это необходимо учитывать, прежде чем говорить о ее неэффективности. Она появилась, поскольку ее автор находился в поиске ответов на вопросы, связанные с мотивами поступков человека, на которые ни фрейдизм, ни бихевиоризм в то время ответа не давали. Хоть труд Маслоу и дает глубочайшее представление о мотивах человеческих поступков, он является больше «философией», нежели методикой. Методикой ее сделали менеджеры и маркетологи, при этом изрядно упростив, и несколько раз переписав оригинальный текст. Что из этого получилось мы уже знаем – всем известная пирамида, по философии отличающаяся от мыслей великого психолога Абрахама Маслоу.

Таким образом, рассуждая о неэффективности применения «пирамиды Маслоу» в современном менеджменте, следует обратиться к первоисточнику, и не подменять философию автора методиками последователей.

novainfo.ru

Перевернутая пирамида Абрахама Маслоу

О пирамиде потребностей Абрахама Маслоу слышали все, кому приходилось иметь дело с менеджментом и маркетингом, но величайший парадокс нашего времени заключается в том, что Маслоу никогда ее не рисовал. Расположить человеческие нужды в виде лестницы с четко очерченными ступеньками додумались мастера рекламного дела спустя много лет после смерти ученого. Да и сам профессор, сломавший не одно копье в битвах с психоаналитиками и бихевиористами за гуманизацию психологии и раскрепощение личности, наверняка опечалился бы, узнав, каким целям служат теперь его идеи.

Материнское проклятие

Абрахаму Гарольду Маслоу посчастливилось появиться на свет в самый веселый день на свете – 1 апреля 1908 года. Тем не менее, в жизни ему было не до смеха: ранние годы ученого прошли в еврейском местечке на задворках Российской империи, куда часто наведывались казаки-погромщики. Устав жить в постоянном страхе, многодетная семья Масловых перебралась в Нью-Йорк, поверив в американскую мечту. Однако реальность оказалась грубее: в огромном городе бочара Самуила никто не ждал, семейное предприятие не ладилось, и вскоре беглецы оказались в такой же дыре, из которой вышли: обитатели бруклинских трущоб точно так же свистели вслед евреям, как и сиволапые русские крестьяне.

Особенно доставалось старшему сыну Абраму. Когда он пришел в школу, с первого взгляда на тщедушного тихоню с виноватой улыбкой на изможденном лице всем стало ясно, что перед ними типичный безответный «ботаник», травить которого – одно удовольствие. Позже Маслоу вспоминал, что его школьные годы сложились немногим лучше, чем у выскочки-негра, очутившегося в привилегированном пансионе для белых. Хотя со временем юноша перекроил свое имя на американский лад, превратившись из Абрама Маслова в Абрахама Маслоу, ярко выраженная еврейская внешность не оставляла сомнений в его происхождении.

Дома жилось не лучше. Обстановка в семье в точности повторяла фрейдистский невротический сценарий: безвольный муж-подкаблучник и властная жена с замашками домашнего тирана. Отчаявшись выбраться из нищеты, отец Абрахама стал постепенно опускаться и под конец запил, предоставив обозленной на весь мир супруге отыгрываться на семерых детях. Впрочем, сама она наверняка полагала, что делает благое дело, прививая несмышленышам высокие нравственные идеалы, но в ее миропонимании не было места ни любящему Творцу, ни благодати. Потому Розалия Маслоу порою поступала неоправданно жестоко, как и ее Бог, наказывая ребят за малейшую провинность, и от сообразительного Абрахама не укрылось ее лицемерие. Всю свою жизнь ученый тихо ненавидел собственную мать и даже не пришел на похороны, когда она скончалась. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она», — признавался психолог.  Для начала в пику религиозному помешательству матери Маслоу стал атеистом, да и в его любимой гуманистической психологии отчетливо просматривается вызов надрывному аскетизму, царившему в бруклинской каморке семейства Маслоу: если Бог требует кровавой жертвы и самоотречения – значит, это плохой Бог.

Но не стоит воображать юного Абрахама эдаким тираноборцем: паренек, ставший изгоем и в школе, и дома, походил скорее на загнанного зверька, находившего единственное прибежище в книгах и библиотеках. Так как мать в очередном припадке истерии не упускала случая обозвать сына уродом и дегенератом, какое-то время юноша боялся взглянуть в зеркало, а став студентом Сити-колледжа, предпочитал проходить десятки километров пешком, лишь бы не спускаться в городское метро, где, как ему казалось, все пассажиры только и делают, что таращатся на него.

Целительная сила любви

«Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически», — иронизировал Маслоу. Впрочем, в глубине души ученый, несомненно, понимал, какая сила удержала его от желтого дома: с 16 лет он тайно вздыхал по своей кузине Берте. Но каково же было удивление юноши, когда, решившись открыться, он услышал в ответ не насмешку, а страстные слова любви. А когда благовоспитанная Берта на девятнадцатый день рождения подарила Абрахаму первый поцелуй, злое материнское заклятие рассеялось, как дым. Теперь влюбленный был готов сразиться с каждым, кто покушался на их счастье. Невзирая на вопли возмущенных родственников, Абрахам и Берта поженились и наконец-то вздохнули свободно. Вопреки всем страшилкам о чудовищных генетических аномалиях, поджидающих детей, рожденных в близкородственном браке, у них родились две прелестные девочки, причем старшая дочь Элен тоже стала психологом, проводя тренинги и консультации по эффективному управлению и мотивации персонала.

Отстояв свою любовь, Абрахам отвоевал и право самостоятельно выбирать жизненный путь. Отец очень хотел видеть его преуспевающим юристом, но сухие своды законов наводили на любознательного юношу тоску. К тому же во время учебы в колледже на Абрахама произвели неизгладимое впечатление лекции этолога Джона Уотсона, которого многие считают предтечей бихевиоризма. Наблюдать за повадками лабораторных крыс казалось старому бочару полной ерундой, но у него, к счастью, хватило такта, чтобы отнестись к интересам сына с пониманием, за что Абрахам был ему неизмеримо благодарен. Позже, уже став профессором Бруклинского колледжа, Маслоу всегда выкраивал время, чтобы помочь старику в мастерской.

Тем не менее, учиться юноша решил все-таки подальше от родни и поступил в университет штата Висконсин, тем более что там работал другой видный этолог – профессор Харлоу, изучавший высших приматов. Уже на втором курсе Маслоу начал работать в его лаборатории, подбирая материал для диссертации о половом и доминантном поведении макак-резусов, благодаря которой досрочно получил докторскую степень.

Вскоре о юном даровании прознал Эдвард Торндайк, уставший от бесплодных поисков толкового ассистента. На собеседовании ученый предложил Маслоу пройти авторский тест, разработанный для оценки способности к обучению без апелляции к интеллекту. К удивлению Торндайка, молодой человек набрал целых 195 баллов – уровень, граничащий с гениальностью. В тот же день Маслоу вернулся в Нью-Йорк, заняв место в исследовательской группе по проблемам научения при Бруклинском колледже Колумбийского университета. Здесь его ожидало знакомство с мировыми светилами: спасаясь от нацистских преследований, в Нью-Йорк съехалась вся франкфуртская школа. Маслоу обучался психоанализу у Эриха Фромма и Карен Хорни, а Маргарет Мид и Рут Бенедикт заронили в нем интерес к антропологии и кросс-культурным исследованиям, который оказался так неодолим, что в 1943 г. ученый–домосед отправился с неугомонными дамами в резервацию племени «черноногих» в Северной Каролине, покорно снося все ужасы походно-полевой жизни.

Но больше всех Маслоу сдружился с Максом Вертхаймером, одним из первых энтузиастов гештальт-психологии (нем. «гештальт» — "форма", "целостная конфигурация", гештальт-психологи считают, что переживание целостно и его невозможно разделить на составные части): в отличие от коллег-неофрейдистов, сконцентрированных на девиациях (отклонениях), оба приятеля интересовались вопросами самореализации и личностной целостности. «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь», — наставлял Маслоу.

Чужой среди своих

Из задушевных бесед далеко за полночь выросла знаменитая теория потребностей, изложенная в первой монографии Маслоу «Мотивация и личность», увидевшей мир в 1954 г. Вообще-то книга могла быть опубликована и раньше, но автору всю жизнь не везло с редакторами и рецензентами с тех пор, как во время изучения молодежной сексуальности в университете Брандеса в штате Массачусетс он имел неосторожность возразить авторитетному психологу Альфреду Кинси, заявив, что данные опросов нерепрезентативны, так как из исследования выпали юноши и девушки, отказавшиеся отвечать на откровенные вопросы. А дальше – пошло-поехало: банальная университетская свара разворошила подспудные противоречия, довлеющие над психологической наукой еще со времен Фрейда: и сам отец-основатель, и его ученики грешили тем, что строили далекоидущие выводы о человеческой природе, руководствуясь лишь наблюдениями над людьми нездоровыми, дезадаптированными, подавленными. Здоровый, счастливый, состоявшийся человек словно выпадал из поля зрения. «Человеческая натура лучше, чем принято считать», — убеждал Маслоу. Со временем страсти улеглись – господа психоаналитики просто вывели оппонента из своей системы координат, постановив считать его бихевиористом (англ. behavior — поведение), и только Кинси затаил обиду, настроив все научные издательства против Маслоу. Но тут за любимого преподавателя вступились студенты, заявившие университетскому руководству, что не желают видеть никого другого на посту заведующего кафедрой психологии, а еще через 15 лет они же и внесли Маслоу на руках в кресло председателя Американской ассоциации психологов. Сам же ученый никогда не интересовался корпоративными интригами – возможность заниматься любимым делом значила для него неизмеримо больше.

Роман Маслоу с модным в ту пору бихевиоризмом тоже продлился недолго. В целом ученый разделял мнение Уотсона и Скиннера о том, что в основе каждого действия лежит мотивация, обусловленная стремлением к комфорту путем устранения напряженности, возникающей в результате расхождения между желаемым и действительным. Напряженность порождает потребность, которую человек старается удовлетворить, постепенно переходя от базовых нужд к экзистенциальным. Так, в первую очередь мы заботимся о хлебе насущном; насытившись, стремимся обезопасить свое логово, а когда есть и пища, и укрытие, начинаем задумываться о том, что неплохо бы привести в свою обитель кого-нибудь еще, чтобы было с кем разделить радость и горе. Вслед за семейным благополучием приходит желание самоутвердиться в более широком кругу – во дворе, на улице, в городе, а то и во всем мире; а уж потом, в почтенной старости, после всех бурь, появляются потребности более высокого порядка  — в познании, в красоте, в самореализации. При этом Маслоу допускал, что у разных людей разные приоритеты, и порядок удовлетворения потребностей может быть видоизменен: к примеру, художник с Монмартра может есть не всласть и прозябать в безвестности, но не откажется от своего искусства. К тому же потребности у людей могут выражаться в различной степени: одному достаточно признания в кругу друзей, а другой непременно должен стать рок-звездой. В то же время, в отличие от ортодоксальных бихевиористов, ученый не ограничивал личностное развитие внешними побуждениями. По его убеждению, главное отличие между человеком и животным заключается в способности генерировать заведомо ненасыщаемые потребности, не мотивированные извне, не ограничивая себя никакими рамками.

Во чреве кита

Личность, ставящую дух выше материи, Маслоу называл самоактуализирующейся, видя в этом не досадное исключение из правил, а единственно здоровую норму человеческого существования. Каждая попытка втиснуть безграничный внутренний потенциал человека в жесткие рамки вызывала в нем яростный протест.

Однако любой духовный аспект человеческой деятельности для технократического мышления Скиннера был непостижим, и на Маслоу посыпались обвинения в мистицизме, вынудившие его оставить кафедру. «Не считайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринерства, — парировал психолог. — Я против всего, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности».

Однако на практике самоактуализирующиеся личности встречались редко. Разрабатывая мотивационную программу для персонала электронного завода в Дель Маре, в Калифорнии, ученый столкнулся со странным феноменом: с грехом пополам обеспечив себе стабильный прожиточный минимум, работники напрочь теряли желание расширять собственные границы.

Позже в книге «Психология бытия» Маслоу назвал это явление «эффектом Ионы» — в память о библейском пророке, предпочитавшем отсиживаться во чреве кита, нежели нести слово Божье в нечестивую Ниневию. По мнению ученого, единственное, что вынуждает человека мириться с ограниченностью обывательской скорлупы, — это страх потерять все прежние завоевания, за которые общество рынка запрашивает непомерную цену. В поисках избавления от страха Маслоу обратился к трансперсональному опыту, который позже нашел отражение в монографии «Дальние пределы человеческой природы», опубликованной уже после смерти автора, последовавшей 8 июня 1970 г. – не выдержало сердце, растерзанное в клочья университетскими баталиями.

К счастью, психолог уже не увидел, как его идеи подхватили те, с кем он боролся всю жизнь – профессиональные манипуляторы, кормящиеся от «эффекта Ионы». Если присмотреться, в корне всякой рекламы лежит обращение к одной из базовых потребностей, в то время как запросы высшего порядка намеренно выводятся из дискурса – ведь их за деньги не удовлетворишь, хотя некоторые умудряются ловко торговать искусственными заменителями… Но это уже совсем другая история.

Подготовила Анабель Ли,по материалам psynavigator.ru; berichnov.ru

yagazeta.com