Часть 2. Основы коллективного целеполагания и планирования. Планирование целеполагание


Целеполагание

Любая организация создана для дости­жения определенных целей. Формулировать их, анализировать успешность действий, расставлять приоритеты помогает целеполагание. Поэтому оно является одной из важнейших составляющих управленческой деятельности и общего функционирования любой организации.

Что такое целеполагание

Вкратце, целеполагание – формулирование и постановка целей в определенной сфере деятельности. Но, что важно, целей правильных, обозначающих точное понимание желаемого результата. Это и есть основная задача целеполагания. Постановка правильных целей необходима для формирования, развития и функционирования компания единой целостной системой.

Виды целей в менеджменте

На предприятии выполняется множество различных работ, что определяет и разнообразие целей. Отправной точкой в их постановке является понимание текущего положения фирмы, которое формируется посредством анализа ее сильных и слабых сторон во внутренней и внешней сферах. Основой для формулирования определенной цели могут становиться: миссия и ценности фирмы, принцип работы с партнерами, отношения с клиентами или сотрудниками, проблемы или нужды компании.

В зависимости от функции цели подразделяют по определенным критериям, таким образом, существует несколько классификаций:

  1. По временному периоду:
    • Стратегические или долгосрочные. Определяются на срок 5-10 лет. Если внешняя среда компании динамичная и плохо прогнозируемая, то — около1-2 лет.
    • Тактические. От 1 года до 3-5 лет. В этих целях уже все больше фигурируют количественные показатели.
    • Оперативные или краткосрочные. Цели являются задачами, которые требуется выполнить за определенный срок от нескольких часов до года. Выражены, как правило, в четких количественных значениях.

2. По сущности самой цели:

  • экономические (прибыль, налоги, расходы),
  • социальные (например, материальная помощь сотрудникам),
  • организационные
  • научные
  • экологические и т.п.
    3. По дублированию:
  • периодически повторяющиеся
  • разово решаемые
  • регулярные
    4. По структуре фирмы:
  • глобальные цели организации
  • цели отдельных подразделений компании.

Такие цели не должны быть противоречивыми между собой.

  1. По функциональности подразделений выделяют цели, которые устанавливают для маркетинговых, производственных, финансовых и других подразделений.
  2. По сферам, к которым применима цель: внешней среды (товар, покупатели, конкуренты) или внутренней (персонал, производство).

Целеполагание и планирование

Целеполагание в менеджменте является одним из ключевых ступеней стратегического бизнес-планирования. Планирование необходимо, чтобы управление компанией было более эффективно, поэтому является важнейшей функцией управления. Основой планирования выступает целеполагание – определение точных задач, обеспечивающих движение в заданном векторе. Ориентир этих задач на конкретный отрезок времени – стратегическое планирование. В нем выделяют три стадии:

  • Определение цели;
  • Распределение имеющихся ресурсов;
  • Информирование персонала о планах.

Применение планирования позволяет установить четкие цели, своевременно принять решение при помощи методов, которые понятны и уместны, и обеспечить контроль над ситуацией.

Этапы процесса целеполагания

Постановка цели подразделяется на несколько этапов:

  1. Разработка миссии предприятия. Она обозначает смысл функционирования, убеждения и ценности организации.
  2. Определение направления целеполагания. Определяется вектор направленности деятельности фирмы в текущий период времени.
  3. Составление комплекса целей. Используется модель «Древо целей», объединяющая в одно целое цели различных уровней.
  4. Схема целеполагания. Схематично обозначают главную общую цель, от нее расходятся цели верхнего уровня – по подсистемам компании, далее каждая такая цель дробится на несколько целей второго уровня, в зависимости от подцелей подсистем, и т.д.
  5. Анализ разногласия целей. Разногласия классифицируются на:
  • Внешние – если цели входят в противоборство с внешней средой.
  • Внутренние – противоречия между сотрудниками компании.
  • Временные – конфликт между долгосрочными, тактическими и краткосрочными целями.

Целеполагание по концепции SMART

Принцип целеполагания SMART является одним из самых точных и действенных инструментов в управлении, так как помогает сформировать план действий по достижению поставленных целей. Именно поэтому она так популярна в современном менеджменте. Название этой концепции одновременно является и самостоятельным словом и представляет собой аббревиатуру. Переводится с английского языка, как «умный, ловкий». Расшифровывается же это слово просто: каждая буква – это начало одного из четырех английских слов, характеризующих какая должна быть правильная цель:

  • Specific – четкая, конкретная. Необходимо точно обозначить саму цель и ее результаты. Цель может приносить один точный результат, если их больше, то цель должна быть разделена.
  • Measurable – измеримая. Цель должна быть выражена в конкретных показателях.
  • Achievable – достижимая. Определяется на основании имеющегося опыта, ресурсов и ограничений.
  • Realistic – реалистичная, актуальная. Следует удостовериться действительно ли выполнение этой цели необходимо.
  • Time bounded – имеет временные рамки. Цель должна быть реализуема в определенный промежуток времени, зафиксирован конечный срок.

Каждую цель нужно проверять на соответствие данным критериям. Это помогает отбросить неактуальные, заведомо провальные и нереализуемые цели.

Долгосрочное планирование по этой концепции не подходит при быстро меняющейся ситуации, когда цели перестают быть актуальными еще до окончания планового времени их достижения.

Пример цели поставленной по SMART: Увеличить продажи Йогурта «Малыш» в Орловской области к декабрю 2017 на 15%.

Сегодня SMART можно приобрести в виде компьютерной программы для установки сотрудникам, посредством которой за каждым работником закрепляется четкий план со сроками.

Таким образом, становится понятно, что целеполагание играет одну из ключевых ролей в деятельности компании. Любое действие начинается с формулировки цели. И если цель поставлена верно, то Вы четко понимаете какой результат хотите получить. А значит, пути и методы получения этого результата будут выбраны правильно, что неминуемо приведет Вас к успеху.

worldsellers.ru

Целеполагание и планирование в организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАЛЕНИЯ»

РЕФЕРАТ

Целеполагание и планирование в организации

Выполнил___________________________

Принял: ТОМОРАДЗЕ И. В.

Москва

2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Планирование

2. Целеполагание

3. Стратегическое планирование

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат того, что принято называть планированием.

Планирование – это важнейшая функция управления осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и работников. Основой в этом процессе является целеполагание – выбор целевых установок, обеспечивающих движение в заданном направлении. Стратегическое планирование задает направление для всей системы планов организации на рассматриваемый период времени.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Процесс планирования состоит из следующих стадий: установление целей, распределение ресурсов, доведение планов до работников. Планы классифицируются по длительности планового периода и уровням организационного планирования.

Постановка целей – целеполагание – является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации – это наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации – дерево целей.

Стратегическое планирование, возникшее в 60-х гг. XX в., постоянно развивалось. В настоящее время планирование в организации осуществляется на нескольких уровнях.

После постановки миссии, разработки видения организации и анализа стратегического профиля, необходимо определить продолжительность стратегического периода в рамках рассматриваемого видения и поставить соответствующие стратегические цели. Анализ внутренней и внешней среды позволяет сформулировать альтернативы и выбрать оптимальную стратегию развития организации на данный период.

1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Что понимается под планированием? Это процесс, который включает определение целей и задач организации и разработку всеобъемлющей иерархической структуры планов для объединения и координации всей деятельности компании.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, её подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб.

Планирование не всегда рассматривается как отдельный вид деятельности. Зачастую оно рассматривается в рамках стратегического планирования и формирования стратегии. Тем не менее, стратегическое управление и планирование не охватывает само по себе все вопросы планирования.

Цели планирования.

1. Определение направления развития компании. Отсутствие единого направления делает развитие практически невозможным. В лучшем случае развитие будет проходить случайно и непостоянно, противореча планам и намерениям менеджмента.

2. Снижение влияния всевозможных изменений внешней и внутренней среды. Планы позволяют предусмотреть соответствующие изменения во внешней и внутренней среде и заранее подготовиться к негативным изменениям и максимально эффективно использовать позитивные.

3. Сведение к минимуму потерь от нерационального использования рабочей силы и ресурсов. Планы позволяют рационализировать использование всех видов ресурсов. Это следует, в частности, из того, о чем было замечено выше. Единая система планов предусматривает наиболее короткий путь к заданной цели.

4. Установление стандартов, пригодных в дальнейшем на этапе контроля. Правильно составленные планы предполагают возможность эффективного контроля их выполнения.

Планирование как процесс включает в себя следующие этапы.

1. Установка целей и задач. Этот этап связан с определением, правильной постановкой и систематизацией целей организации. Если в организации осуществляется стратегическое планирование, то дальнейшая декомпозиция основных целей уступает место разработке стратегии.

2. Разработка стратегий, программ и планов для достижения целей. Стратегия, как способ и средство достижения поставленных целей определяет дальнейший процесс планирования. На этом этапе уточняются цели и задачи, формируются способы их достижения

3. Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Эта стадия процесса планирования, как и следующая,представляют собой непосредственную границу, собственно, планирования и организации выполнения планов. Здесь определяется материальная сторона дела.

4. Доведение планов до всех, кто их должен выполнять, кто несет ответственность за их реализацию. Это необходимое условие успешного планирования. На практике много планов не выполняется правильно именно по причине искаженных или отсутствующих представлений работников организации о средствах и способах достижения поставленных целей. Этот этап граничит с функцией мотивации.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. Классификация всей совокупности планов организации производиться по длительности планового периода и по структурным составляющим организации.

По длительности планового периода различают стратегические, тактические и оперативные планы.

1. Стратегические. Эти планы связаны с разработкой направлений развития организации и стратегическими целями. Подробно о стратегическом планировании пойдет речь ниже. В данном случае планирование охватывает период времени, как правило, 3–5 лет.

2. Тактические. Тактические планы составляются на среднесрочный период, примерно до 1 года. Выполнение тактических планов необходимо для реализации стратегических планов.

3. Оперативные. Этот вид планов связан с ежедневной работой, постановкой оперативных задач, выполнением, анализом ситуации и т.д.

По структурным составляющим организации планы разделяют на планы по организации в целом, планы структурных единиц и функциональных подсистем.

1. Планы по организации в целом. Такие планы разрабатываются высшим менеджментом организации и обязательны к выполнению всеми ее подразделениями

2. Планы структурных единиц. Это могут быть планы независимых бизес-единиц, центров прибыли, более или менее самостоятельных подразделений организации, определяющих самостоятельно направления реализации общих планов организации.

3. Планы функциональных подсистем. Это низший уровень организационного планирования. В этом случае планы составляются по функциональным подсистемам организации – таким как производственная, финансовая, сбытовая и т.п.

Таким образом, планирование является необходимой стадией процесса управления. Оно позволяет определить направление развития компании, снизить затраты и рационализировать использование всех ресурсов в организации. Ядром планирования является целеполагание. Помимо целеполагания, процесс планирования включает разработку стратегий, программ и планов реализации поставленных целей, определение необходимых ресурсов и доведение планов до исполнителей.

Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Целеполагание – установка целей, основа планирования. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель.

Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия – это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Миссия – смысл существования организации.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

1) повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

2) владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

3) в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

mirznanii.com

Целеполагание как планирование - механизм, эффективность

Что представляет собой определение целеполагания? Это своеобразная первая из всех стадий управления, в основе которой лежит осмысленная постановка определенно цели или их группы, которые соответствуют определенным стратегическим планам, инструкциям, назначению, а также характеру задач, которые необходимо разрешить индивидууму.

Целеполагание как планирование – это в первую очередь выбор одной или больше целей, с дальнейшим выбором допустимого спектра отклонений событий в ту или иную сторону, который позволит осуществлять строгий контроль за осуществлением реализации определенных идей.

Достаточно часто под этим термином также подразумевается практическое понимание субъектом себя и своей деятельности с рациональной точки зрения, что позволит оценить свою личностную эффективность и адекватность действий относительно поставленных целей, наладить контроль над тратой временных или даже силовых ресурсов.

Механизм целеполагания

С точки зрения психологии, понятие целеполагания используется также для характеристики ряда различных кратких тренингов, целью которых является изучения большого спектра методик по регулированию и планированию деятельности с целью выполнения поставленных задач, навыки распоряжения и стратегического планирования затраты временных ресурсов.

Разумеется, результатом подобных тренингов становится ряд достижений в плане решения всех поставленных задач относительно вышеприведенных факторов и навыков, а также умение оптимально расставлять для себя приоритеты, определять задачи и находить максимально эффективные пути их решения.

На самом деле, механизм целеполагания всегда является исходной точкой для любого рода деятельности каждого индивидуума, а ее эффективность и выраженность зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Данный принцип, то есть принцип целеполагания, задействуется сознанием практически в любой сфере жизнедеятельности человека.

Специалисты различают набор определенных важных и упорядоченных фактов, касающихся характера и эффективности целеполагания:

  • Основу каждого рода деятельности субъекта составляют его неосознаваемые потребности. Под потребностью всегда понимают сугубо объективную нужду в наличии чего-либо. Достаточно часто такого рода потребности являются независимыми от самого субъекта и быть, фактически, навязанными ему. При этом избавиться от подобных потребностей невозможно: так, например, каждому человеку необходим воздух, пища, вода. Это все – необходимые для банального существования потребности. За основу данного фактора можно также взять широко распространенную иерархическую пирамиду потребностей Маслоу.
  • Если какая-либо потребность переходит в разряд осознанной, то в таком случае она, зачастую, приобретает статус мотива. Тем не менее, следует отметить тот факт, что в течение своей жизни каждый индивидуум осознает великое множество различных потребностей, поэтому какая-либо единая система мотивации в его сознании представляет из себя достаточно сложный многоуровневый механизм, который, при этом, весьма часто бывает противоречивым и лишь отчасти осознаваемым.С целью систематизации данных процессов, в психологии был введен термин под названием «борьба мотивов», применяемый к определенной личности. Данный термин обозначает факт того, что существует определенная иерархическая система расположения сознательных мотивов, которые согласно совпадению своего уровня значимости, в какой-то момент вступают в конфликт между собой.

    В результате этой внутренней борьбы определяется мотив-победитель, который таким образом приобретает статус конкретной цели. Компонентными единицами процессов мотивации принято считать так называемые мотивировки – это набор различных осознаваемых самим индивидуумом доводов, которые и представляются для него основой для формирования значимости того или иного мотива, доказывая его высокую значимость и превосходство над другими.

  • Цель представляет из себя приобретающую некоторую форму и образ желание, то есть это – полноценное понимание самим субъектом того, что он на самом деле хочет. Чаще всего это строго безупречный образ, образ желаемого, который полностью искажает действительность и реалии воплощения данной цели. Как идеальный образ, цель является достаточно сложной структурой в сознании индивидуума, которую образуют различные внутренние доводы, формулировки, а чаще всего еще и фантазии с домыслами.Разумеется, с точки зрения психологии цель рассматривается как вполне осмысленное и адекватное, более того даже рациональное явление, так как субъект в достаточной степени трезво осознает образ того, что он желает получить или достичь. Тем не менее, не стоит окончательно списывать эмоциональный фактор, выраженный у каждого из индивидуумов в той или иной степени. Эта эмоциональность и является основанием к тому, каким образом будет восприниматься сознательный образ поставленной цели.
  • Все существующие внутренние человеческие механизмы прогнозирования,в том числе потенциально возможного условия, применяются исключительно для выбора желаемой цели. В то же время для четкой постановки цели используется всего лишь конкретное событие в сознании индивидуума, которое субъективно определяется как обладающее максимальной вероятностью.
  • Следует также понимать, что реальный результат, полученный после выполнения всех спрогнозированных действий с затратой необходимых ресурсов, практически всегда расходится с воображаемым образом в момент его планирования.
  • Помимо образа самой цели, в нее также входит образ процесса достижения этой самой цели, а также, зачастую, о необходимых затратах ресурсов для достижения. Это своеобразный первичный анализ предстоящих шагов, являющийся одним из основных элементов сознательного планирования.
  • Из предыдущего пункта исходит следующий, который заключается в том факте, что представление о необходимых действиях и затрачиваемых ресурсах всегда идет в разрез с реальными возможностями и доступными средствами. Даже если планирование кажется идеальным и учитывающим все возможные перемены в будущем, оно все равно может объединять в себе большой спектр погрешностей и неучтенных внезапных факторов, которые в дальнейшем потребуют необходимой корректировки планов или даже задачи.
  • Наиболее яркое и четкое осознание задачи, видение желаемого образа, тем максимальной и эффективней будет происходить деятельность, необходимая для ее достижения. Стремление к результату будет происходить с наибольшей активностью, если индивидуум в буквальном смысле прочувствовал желанную цель.
  • Чем больше и эффективней стартовая мотивация индивидуума, тем в большей степени субъективная потенция желаемого будет искажаться в процессе его достижения.
  • В психологию уже давно введен достаточно актуальный термин, который называется «градиент мотивации». В его основу положено правило человеческой психики, которое выражается в максимальном увеличении активности и рабочего потенциала по мере того как желаемая цель все больше и больше приближается к реализации.

psytheater.com

Целеполагание и планирование - основа успешной деятельности

Жизнь устроена намного проще, чем нам порой кажется. Она только на первый взгляд похожа на хаос, который, к счастью, многим хочется упорядочить и изменить к лучшему. Мы начинаем мечтать: вот было бы хорошо, если бы… Если мечты вдруг сбываются, мы считаем это чем-то сродни волшебству. Но реализовать можно любую мечту, если сделать ее целью. Если мечта — это волшебный образ в нашем воображении, то цель — это результат размышлений и логических умозаключений, а целеполагание — это осознанное, последовательное, спланированное движение к цели, к успеху, к исполнению мечты. Каждый может вспомнить случай из жизни, когда было некое желание, для его воплощения затрачивались силы, нервы и деньги, а достигнуть желаемого не удалось. А проблема заключалась в том, что желание не было четко сформулировано, то есть оно не было выражено в виде цели. Цель — это компас, по которому мы определяем, в правильном ли направлении мы идем. Поэтому первый шаг на пути к успеху заключается в определении целей. Для этого нужно взять лист бумаги и наедине с собой попытаться разобраться с первоочередными целями.

Для начала необходимо определить основные сферы, без которых вы не сможете ощущать свою жизнь гармоничной и успешной. Это, как правило, здоровье, семья, работа, деньги, саморазвитие и пр. Определите не более восьми сфер и запишите их вверху листа. Затем начертите круг и разделите его на секторы, число которых соответствует количеству важных для вас сфер. По линии каждого сектора нанесите десять делений и оцените каждую свою сферу по десятибалльной системе, а затем соедините точки оценок единой линией: это «кардиограмма» вашей жизни.

Скорее всего, она вас разочарует, но зато вы можете определить, улучшение какой сферы вашей жизни приведет к улучшению жизни в целом. Причем, для улучшения сферы с самой низкой оценкой, возможно, следует улучшить сферу, которая видится вам не такой уж плохой. Например, для улучшения климата в семье может быть стоит обратить особое внимание на сферу финансов. То есть с помощью «кардиограммы» определите ключевую сферу и сформулируйте конкретную цель, которая приведет к улучшению всей жизни. Цель должна быть позитивной, ее следует формулировать по правилам:- избегать частицы «не»: вместо «не зарабатывать меньше, чем…» пишите « зарабатывать больше, чем…»;- она должна быть реалистичной и измеримой;- она должна быть ограничена сроками.

Сформулировав цель, обязательно ее запишите. Пока цель только в голове, она продолжает быть мечтой. Целью она становится лишь в виде записи на бумаге. Причем, эту волшебную запись стоит всегда носить с собой. Можно также продублировать ее на мониторе компьютера, если вы часто за ним работаете.

Но стройная система целеполагания заключается не только в формулировании цели, а и в составлении плана ее достижения. Например, вы поставили перед собой цель развить собственный бизнес с ежемесячным доходом в тысячу долларов. Для этого необходим поэтапный бизнес-план необходимых шагов, которые приведут к цели. Или, если вы решили заняться рисованием, то вам придется обзвонить студии, найти наиболее подходящую по цене и расписанию работы, затем купить краски, бумагу, холсты, приготовить одежду и только тогда можно приступать к занятиям. Система целеполагания тоже невозможна без составления четкого календарного плана, включающего несколько детальных планов.

Составив план, сделайте первый шаг. Пока план существует на бумаге и вы не совершаете действий, вы находитесь «на старте» и пока никуда не идете. Не бойтесь неудачных шагов или «фальстартов»: это лучше, чем затяжной старт и бездействие. К тому же не очень совершенный, но реализованный план — это уже достижение и ценный опыт по сравнению с нереализованным идеальным планом.

Никогда не забывайте о своей цели, она всегда должна быть в центре вашего внимания. Жизнь может постоянно преподносить поводы и соблазны, которые могут отвлечь от главного — от цели. Именно поэтому волшебная записка с целью должна всегда быть при вас, напоминать о себе, создавать настрой, вселять уверенность и не позволять сворачивать с намеченного пути.

Итак, цель достигнута. Не позвольте этому событию остаться незамеченным, его необходимо обязательно отметить. И неважно, шли ли вы к цели несколько дней или несколько лет, вы прошли этот путь и почувствовали себя победителем. Задержитесь немного в этом мгновении и осознайте: возможно все, если есть цель и план. И ставьте перед собой очередные цели.

Запомните шаги, из которых состоит система целеполагания: 1. Формулирование цели. 2. Запись цели. 3. Составление плана достижения цели. 4. Действие — первый шаг к цели. 5. Удержание цели в центре внимания.6. Фиксация цели — отметьте достижение цели.

И в заключение остается пожелать, чтобы все ваши мечты обязательно сбывались, а цели достигались легко и непринужденно.

psychomedia.org

Глава 3 Целеполагание и планирование |

Введение

Пирамида потребностей Маслоу была сформирована без разбивки к уровням ее возможной реализации. Т.е. потребности выражены в самых общих формах и только в определенной внутренней взаимосвязи. Получается: удовлетворение потребностей какого-то уровня может закрыть вопрос такой потребности полностью и никакого развития данной потребности в дальнейшем не предусматривается. Движение идет только от  одного уровня потребностей к другому. Например – необходимость удовлетворения материальных потребностей – после своего удовлетворения переходит к удовлетворению более высоких потребностей, например – в развитии.

Кстати отметить, что такой подход был высмеян Стругацкими. Именно Выбегалло пытался провести исследования и экспериментально обоснования движения по таким ступеням потребностей в своем «идеальном» человеке.

Однако, как показывает реальная жизнь, удовлетворение, например, одних материальных потребностей порождает другие материальные потребности. И вовсе не обязательно порождает потребности более высокого уровня.

В конечном счете, при работе с Мультипирамидой пришлось прийти к выводу о том, что удовлетворение потребностей одного уровня пирамиды приводит к двоякому движению. Одно движение — от материальных потребностей к духовным. Другое движение — от материальных потребностей одного уровня пирамиды к материальным потребностям аналогичного уровня в следующей пирамиде большой Мультипирамиды.

Именно это двоякое движение и лежит в основе целеполагания – т.е. установления того, что надо сделать и планирования, т.е. описание, как и когда это можно и следует сделать.

Причем целеполагание предполагает именно две задачи. Первая: закрыть текущий уровень пирамиды «под ключ» и перейти на работу с более высоким уровнем. Вторая – то же, но перейти на аналогичный уровень следующей пирамиды, начать там работать параллельно с работой по текущей пирамиде.

 Точно такая же ситуация с планированием: что надо сделать для перехода на более высокий уровень текущей пирамиды и что надо сделать для перехода на аналогичный уровень следующей пирамиды. При этом приходится учитывать то, что работа ведется параллельно и что полный переход на работу по следующей пирамиде будет тогда, когда завершится полностью текущая пирамида.

Проблема целеполагания – философская проблема. Именно целеполагание отличает животную, инстинктивную деятельность от человеческого труда. В труде человек реализует целеполагание. Так что на нулевом уровне первой пирамиды придется пофилософствовать каждому, если он желает получить именно собственное целеполагание, а не целеполагание, созданное неизвестно кем и навязанная нам неизвестно почему.

Что же такое целеполагание и как оно формируется у людей.

Прежде всего – целеполагание это цель, которую надо достичь. Она вытекает из потребностей, получает мотивацию и затем над достижением цели идет работа.

Ключевым моментом целеполагания является долженствование. Мне надо достичь конкретной цели, и я должен для этого делать определенные действия.

В обычных условиях долженствование задается и реализуется через ожидание действий от нас со стороны наших  значимых, референтных групп. Мы предполагаем, своим собственным субъективным предположением, что кто-то, значимый для нас, ожидает от нас определенного поведения, определенных действий. И через механизм суггестии задаем себе это поведение, выполняем ожидаемое от нас поведение.

Таким образом, реализуя собственные потребности, мы выполняем требования, которые от нас, по нашему собственному предположению, ожидают наши референтные группы. Целеполагание и его выполнение, порядок действий, вербализуются, т.е. оформляются в слове, в речи и затем выполняется.

Если мы действуем бессознательно, т.е. по животному, то целеполагание не возникает. В этом случае наши действия регулируют инстинкты.

Задача личности в процессе ее развития – осознать цели, которые личность преследует, осознать, как эти цели возникли, определить их целесообразность и значение для себя. При этом неизбежен конфликт между целеполаганием, заданным референтной группой и целеполаганием, которое себе сознательно сформулирует индивид. Но именно этот конфликт и его результата как выбор сознательно сформулированной цели личности ведет к наилучшим результатам. И, в конечном счете, этот результат гораздо лучше выражает интересы любых групп и сообществ людей, чем навязанное целеполагание из прошлого опыта этих людей.

При формировании целеполагания личность одновременно формирует план воплощения в жизнь этого целеполагания, подбирает необходимые действия. Здесь, опять-таки, план может формироваться как бессознательные программы действий, которые уже усвоены человеком. Или, как сознательно отстроенные программы действий, согласованные по технологиям, ресурсам и времени.

Поскольку потребность в целеполагании и составлении планов реализации такого целеполагания является базовой человеческой потребностью, которая отличает человека и общество от животных, то, конечно, было выработано немало технологий для работы с такой потребностью. Технологии различаются: по субъектам, по времени, глубине проработки и многим другим параметрам.

Для наших задач следует отметить следующее.

Прежде всего, нам никак не подходят чисто бессознательно воспринятые целеполагания и бессознательно принятые технологии их реализации. От кого бы все это не исходило. Мы должны четко представлять и аргументировать в соответствии с технологией фальсификации любые позиции по целеполаганию и планированию.

Далее. Отбрасываем технологию, наиболее понятную и общепризнанную, когда целеполагание и планирование идет формально — логически. Т.е. берется очевидная цель и так же, на основе очевидного, рассчитываются действия. Горизонт такого планирования невелик. В реальной жизни слишком много возмущающих факторов, которые достаточно быстро меняют ситуацию.

Следующая – эвристическая, когда формируется на интуитивной основе понимание цели  и затем, опять таки, эвристически, формируется план ее достижения. Наиболее полно такой подход воплощен в различных технологиях проведения деловых игр, мозговых штурмов.

Наконец, стоит упомянуть технология АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Альтшуллера. Она относится только к решению, планированию действий. Целеполагание предполагается внешним. На основе алгоритма по изобретениям была предпринята попытка создания стратегических планов в различных областях человеческой жизнедеятельности.

В ходе работы над задачами ВПШ сформировался другой подход к формированию целеполагания и планирования. В основу его положена пирамида потребностей Маслоу с соответствующими уточнениями и доработками до Мультипирамиды.

Это позволило очень четко формулировать целеполагание как на философском, стратегическом уровне, так и при конкретизации целеполагания для отдельного человека.

Полученные от такой проработки целеполагания выступали основой анализа эффективности используемых технологий по удовлетворению потребностей каждой отдельной личности. И соответственно – выбирались наиболее эффективные технологии такого удовлетворения. Критически важной оказалась разработка и реализация плана смены технологий используемых личности  по воплощению целеполагания.

Целеполагание

Целеполагание по первой пирамиде соответствует потребностям, выражаемым пирамидой потребностей Маслоу с учетом тех корректировок, которые введены в ВПШ.

«Основание». Целеполагание для базового уровня: формирование целеполагания и стратегического планирования для первой пирамиды в целом и по каждому уровню.

Завершение уровня «под ключ»: реализация целеполагания и планирования первой пирамиды. Важно – выполнение базового уровня считается завершенным не тогда, когда сформированы целеполагание и планирование, а тогда, когда эти целеполагания и планы  реализованы в жизнь, т.е. пройдены все уровни первой пирамиды.

Особенности уровня в том, что проводится систематический пересмотр целеполагания и планирования по трем направлениям:

Первое. Уточнение по уровням.

Второе. Уточнение по личности исполнителя.

Третье. Уточнение по движению между первой и второй пирамидами.

«Обеспечение». Целеполагание для первого уровня: обеспечить финансовую, материальную, организационную базу жизнедеятельности личности.

Завершение уровня «под ключ»: жизнь, работа и развитие личности не зависит от материального обеспечения.

Финансовая независимость: обеспечить форму жизни «рантье», когда финансовая сторона обеспечения выводится за скобки приоритетов. Получение процентов на вложенный капитал или системный доход за результаты прошлого труда. Т.е. обеспечено системное поддержание возможности получать результаты чужого труда без дополнительного приложения своего.

Материальная независимость: обеспечены все материальные условия для успешной жизнедеятельности  личности. В постоянном пользовании человека есть материальные ресурсы, которые считаются достаточными, комфортными и в чем-то даже шикарными для конкретного общества.

Организационная независимость: есть общественная инфраструктура для использования финансовых и материальных ресурсов и человек может ими без проблем и системно пользоваться.

Особенности: ресурсы обеспечения жизнедеятельности, деньги и материальные ценности, и остальное — прочее, их использование требуют финансовой грамотности, определенных юридических знаний и умения защищать свои ресурсы от системных рисков.

«Безопасность». Целеполагание для второго уровня: сохранение работоспособности и интереса к жизни до 130 лет. Ориентир на абсолютное здоровье и потенциальное бессмертие. Постоянна работа над снижением системных рисков инвалидности и гибели своего тела.

Завершение уровня «под ключ»: формирование образа жизни, включающего в себя технологии второго и третьего шанса на жизнь. Ликвидация хронических болезней до состояния «фоновые». Достижение идеального состояния здоровья, когда человек в принципе не болеет. Недомогания отражают только проявления работы защитных сил организма.

Особенности: одновременно применяются все известные технологии формирования абсолютного здоровья, т.е. решаются задачи трех пирамид. Первая пирамида – использование медицины как технологии первого шанса на жизнь – до 60-75 лет. Вторая пирамида – использование дозированной физической нагрузки как технологии второго шанса на жизнь – до 90-100. Третья пирамида – использование технологий повышения энергетики как технологии третьего шанса на жизнь – до 120-130 лет.

 «Группа». Целеполагание для третьего уровня: овладение «треугольником Карпмана». Ликвидация и полное прекращение личностью вхождения в эмоциональные конфликты со своей реальной референтной группой.

Завершение уровня «под ключ»: освоение и перевод на уровень бессознательных действий работу по блокаде «треугольника Карпмана».

Особенности: полное завершение этой работы невозможно, так как является только оборонительной стратегией и прорывы неизбежны. Завершение – задача второй пирамиды, когда все члены реальной референтной группы осваивают работу с «треугольником Карпмана».

«Развитие». Целеполагание для четвертого уровня: завершение интеллектуального развития в рамках материнской пирамиды. Получение общего развития и специальной подготовки в соответствии с личными пороговыми значениями интеллектов, учеба в ВПШ.

Завершение уровня «под ключ»: завершение первой пирамиды.

Особенности: при использовании технологий повышения интеллектуального уровня повышаются и требования к общей и специальной подготовке.

«Признание».  Целеполагание для четвертого уровня: мастер, состоявшаяся личность. Регистрация человеком построения своей первой пирамиды. Признание себя состоявшимся личностью и мастером в своем деле.

Завершение уровня «под ключ»: переход на реализацию второй пирамиды.

Особенности: оценка дается человеком только себе самому, без участия и оценки других людей. Признание есть признание самого себя состоявшейся личностью.

Стратегическое планирование

Планирование по первой пирамиде включает две основных позиции. Общая — планирование на основе представление о социальной программе и частная – планирование конкретного человека для построения своей индивидуальной первой пирамиды.

План работы включает в себя целеполагание, т.е. что нужно сделать, ресурсы и технологии, которые надо применить и временные горизонты, на которые надо ориентироваться.

Критические точки по времени —  возрасту.

Формирование социальной программы и начало ее выполнения вне материнской пирамиды – до 25 лет. Завершение построения первой пирамиды как выполнение стандартной социальной программы и переход на доживание – около 45 лет. Люфт времени от 45 лет до 65 лет – предельный возраст для завершения первой пирамиды в стандартном варианте.

При применении технологий второго и третьего шанса – завершение первой пирамиды и переход ко второй – предельный возраст – около 65 лет.

Шаг первый. Анализ стартового состояния личности для учебы в ВПШ. Определение имеющихся ресурсов и степень отработки каждого уровня первой пирамиды.

Для лиц до 45 лет, выход из материнской пирамиды – да, нет. Для лиц старше 45 лет – режим доживания или достраивание пирамиды. Предельный вариант – строительство второй пирамиды.

Определить в каком кластере находитесь лично Вы.

Шаг второй. Определение позиций человека в стандартной сетке строительства первой пирамиды.

Временная схема первой пирамиды.

Первый уровень, обеспечение. Выход из материнской пирамиды и самообеспечение. 25-30 лет. Ответы, сделано, не сделано: Да, нет.

Второй уровень. Технология первого шанса. Нормальное здоровье по биологическому возрасту. Отсутствие хронических заболеваний. Отсутствие виктимных привычек. Ответы, применяется, не применяется: Да, нет.

Третий уровень. Стабильная реальная референтная группа: друзья, семья, родственники: 12-16 человек, не более 50% вампиров. 30-35 лет. Ответы есть или нет, разбиты на «вампиров» и «эмпатов»: Да, нет.

Четвертый уровень. Мастер в своей профессии. 40-45 лет. Ответы, считаете ли себя мастером в каком-то деле: Да, нет.

Пятый уровень. Самоопределение. 45 лет. Ответы, жизнь удалась или не удалась: Да, нет.

Возможность переход на вторую пирамиду: применение технологий второго и третьего шанса на жизнь. Да, нет.

Шаг третий.

Формирование индивидуального плана работы по строительству первой пирамиды.

По определению своего личного места в строительстве пирамиды выделяются несколько критических позиций.

Первая – обеспечила ли материнская пирамида пассивный доход, соответственно – финансовую свободу по выбору направления деятельности и развития.

Если обеспечила, тогда первый уровень считается пройденным на автомате, если нет – то это первый уровень личного планирования.

Вторая – задала ли материнская пирамида направление деятельности и границы узкой специализации как профессионала.

Если направление задано и реализовано – определиться с точки зрения личных пристрастий и личных стратегических задача, интересов. При положительно ответе – работать над тем, чтобы стать мастером.

Третья – устраивает ли данная специализация с точки зрения возможности стать профессионалом мирового класса или нет.

Если не устраивает – определиться с направлением развития и специализации, которая интересна и соответствует запросам личности.  При этом желательно использовать арсенал современной психологии по выявлению потенциала личности, ее профессиональной ориентации и прочих важных элементов развития.

Шаг четвертый.

Составление плана работы по времени: в целом по первой пирамиде, по пятилеткам, по каждому году первого пятилетия.

Распределение действий по пятилеткам, распределение действий по годам первой пятилетки.

Распределение действий по образу жизни и режиму дня.

Шаг пятый.

Систематическая работа и Отчет и пересмотр. Отчет и анализ по итогам каждого года, пересмотр и уточнение каждый год.

Заключение.

Общее целеполагание по уровням пирамиды предполагает уточнение конкретной личностью своих задач по уровням. Например, кому то в развитии – «стать кандидатом медицинских наук», или «написать книгу», или «художник с персональной выставкой», или «уметь варить кофе лучше всех в городе» и т.д. Под целеполагания осуществляется конкретизация действий личности и планирование этого движения.

Для различных людей формируются планы, отличающиеся по сложности. Задачи ставятся на основе анализа пороговых значений личных возможностей по направлениям эффективного развития личности. Другими словами, личность сама, или с чужой помощью определяет свои возможности и для самоуважения ставит задачи на пределе нормальных личных возможностей. Здесь, конечно, возникает большой простор для субъективизма, но и оценка своей реализации первой пирамиды так же является личной и субъективной.

Дальнейшее движение – переход на вторую пирамиду предполагает новое целеполагание и новое планирование. Здесь можно только отметить два основных направления такой деятельности – одно – функция второй пирамиды как материнской для облегчения прохождения членами референтной группы первой пирамиды. И другая задача –  теоретическая разработка и практическая реализация наиболее актуальных проблем, другими словами – исследования в интересах развития ВПШ.

Задание по третьей главе.

  1. 1.      Подготовиться к консультации написав аналитическую записку и не менее трех вопросов к ней по третьей главе.
  2. 2.     Курсовая работа: «Моя личная первая пирамида: целеполагание и планирование». Использовать схему развертывания текста: аналитическая записка и план по каждому вопросу.
  3. 3.     План работы по реализации первой пирамиды: планирование пятилеток и годовое планирование.

ОТЧЕТ.

  1. 1.      Прислать аналитическую записку с  личными вопросами к консультации.
  2. 2.     Еженедельно, вместе с отчетом присылать материалы по курсовой работе до защиты.
  3. 1.      По итогам защиты предоставить план работы по реализации первой пирамиды.

КОНСУЛЬТАЦИИ и ЗАЧЕТЫ. Лично или по Скайпу.

  1. 1.       После отправки материалов по электронной почте, подготовиться к консультации и провести ее лично или по Скайпу.
  2. 2.      Защита курсовой работы.
  3. 3.      План и начало работы по плану. По итогам первого квартала – зачет и корректировка.

hochubitzdorov.com

32. Целеполагание в планировании

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Цель организации представляет собой направление, в котором осуществляется ее деятельность. Основные цели воздействуют на стратегию, которая влияет на структуру, систему управления и саму деятельность. Таким образом, цель - есть “контур” плана. Цели образуют собой иерархическую систему. Основные базовые цели, в направлении которых действует фирма при планировании параметров эффективности: рост, рентабельность, платежеспособность, доля рынка, гибкость, устойчивость.

При определении стратегии рассматриваются промежуточные цели и факторы успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью и большой долей на рынке. Система показателей, к которым стремится фирма: экономичность, действенность, качество; производительность; инновативность; прибыльность.

Дерево целей - совокупность целей, увязанных в иерархическую систему. Противоречие в целях может быть таким: краткосрочные цели могут не совпадать с долгосрочными; общие цели могут не совпадать с частными; могут не совпадать цели организации и внешней среды; организации и внутренней среды. Поэтому для успеха организации цель должна: 1)соответствовать системе ценностей, принятых в организации; 2)обеспечиваться адекватными ей средствами; 3)не противоречить целям более высокого порядка; 4)быть реально осуществимой; 5) достигаться способами, обеспечивающими эффективность с учетом возможных побочных эффектов; 6)формулироваться доступно, конкретно, ясно, кратко, однозначно пониматься; 7)сложные цели должны быть структурированы и образовывать дерево целей, отвечающих требованиям эффективности.

33.Стратегическое и тактическое планирование

Планирование - постановка целей и разработка путей их достижения.

Процесс планирования начинается с руководства высшего звена, определяющего миссию организации, принципы, долгосрочные направления деятельности, параметры эффективности, способы достижения планируемых параметров и средства реализации намеченных стратегий. Уровни планирования:

  • стратегические планы

  • тактические

  • оперативные планы

  • исследования, разработки, производства, маркетинг.

Стратегия всегда связана с решением важнейших проблем. В качестве таковых являются базовые цели и показатели: объем продаж, темпы роста, прибыль, доля на рынке, структура капитала, дивиденды, уровень качества продукции, устойчивость фирмы, социальные цели.

Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам.

Стратегическое планирование - начинается установления руководством общих стратегических задач. Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Тактическое планирование - связанное с решением задач на настоящее время.

studfiles.net

Часть 2. Основы коллективного целеполагания и планирования.

    1. Коллективное целеполагание.

Коллективноецелеполагание представляется как совместное выявление и постановка группой значимых для ее жизнедеятельности и развития целей и задач. Видение перспектив в групповом взаимодействии значительно повышает творческий потенциал группы, способствует развитию коллектива и создает условия для самореализации и саморазвития каждого ее члена.

Этап целеполагания представлен в схеме 1 как шаг второй, и он тесно связан с этапом коллективного анализа, вытекает из него. В той же тесной взаимосвязи он находится с этапом коллективного планирования, является основой для эффективного планирования в группе. Этап коллективного целеполагания часто проводят вместе с коллективным анализом или коллективным планированием. Если он объединен с КА, то проводится на заключительном этапе как обобщенный анализ всех представленных мнений с целью четкого прояснения наиболее важных, значимых позиций. Заканчивается выделением целей (прояснить, изменить, наметить дальнейшее развитие, выполнить и т.д.) и конкретных задач как этапов или структурных элементов для ее достижения.

КЦ напрямую выходит на процесс мотивации. Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех членов коллектива, то она мотивирует деятельность всех участников и коллектива в целом (как единого организма). Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к ее достижению.

Любая деятельность начинается с осмысления того, что уже сделано, с анализа сложившейся ситуации в коллективе, определения уровня его развития: отношения ребят друг к другу и коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.д.

Следующий шаг – определение перспективных педагогических задач на новый период работы с коллективом.

Далее необходимо продумать, как «перевести» воспитательные задачи в задачи самого коллектива, то есть подвести самих учащихся к осознанию существующих проблем и определению задач, стоящих перед коллективом. Для этого необходимо создать в классе (школе) обстановку, помогающую от анализа реального состояния дел прийти к созданию идеала, нормы коллективной жизни.

Коллективное целеполагание осуществляется, во-первых, как этап совместной жизнедеятельности коллектива, во-вторых, как этап подготовки конкретного дела. Во втором случае он проявляется как решение о проведении дела. Традиционно используются социальные критерии при выборе дела, в личностно-ориентированной деятельности важен выбор дел значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять о себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

Целеполагание можно провести в форме беседы (группового обсуждения) или письменно (анкеты, опросник, сочинения и т.д. См. пункт 3.2.).

В процессе КЦ школьники вместе с педагогом выявляют основные проблемы класса или одно из направлений (наиболее значимое для всех) в развитии класса, или конкретное дело интересное всем. Важно, в начале, чтобы педагог создал проблемную ситуацию, в которой школьникам открылся бы факт стоящей перед ними задачи и ее актуальности (через коллективный анализ, через интригующую новую информацию, способ ее подачи - неожиданный рассказ или притчу и т.д.). Включенными должны быть все школьники, учтены интересы каждого. Возможно, что целью класса будет помощь одному конкретному ученику, но всем важно осознать ценность такого дела и принять его для себя. Идеальная ситуация, когда шаг второй прошел успешно и каждый из школьников осознал коллективные цели, почувствовал их значимость и взял на себя ответственность за их выполнение.

Цели одного и того же дела для детей и для педагога различны. Учитель должен видеть глубже, в целом оценивать воспитательное значение отдельного дела, встроить его в ряд воспитательных задач, стоящих перед ним, постараться увидеть ценность дела не только для коллектива, но и для личностного роста отдельного школьника.

    1. Коллективное планирование .

Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы коллектива и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит группу на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений. самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.

Коллективное планирование – совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Педагогу важно быть на шаг впереди, стимулировать и направлять процесс коллективного планирования, проявлять его значимость именно на данном этапе жизни коллектива. Вместе с тем, он должен учитывать личность школьника, помочь каждому осознать себя в коллективной деятельности (Как я могу помочь коллективу? Как я могу себя в нем реализовать? и т.д.), включить каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, интересов. склонностей, способностей и возможностей. Для этого, на этапе КП наряду с сохранением общей идеи, нужно подчеркнуть интересные авторские предложения, спланировать работу творческих групп и определить индивидуальные поручения с учетом интересов и стремлений отдельных участников.

Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. На этапе КП можно совмещать групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель, и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.

Каким должен быть первый шаг коллективного планирования? В установочной «стартовой беседе» педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть методы и приемы:

  • Увлечение радостной перспективой - это те важные и личностно значимые события, которые ждут человека в ближайшее время. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошо для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что …».

  • Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям.

  • Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными», «Все дела творчески - иначе зачем?»

  • Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста.

  • Увлечение красивым, гармоничным и прекрасным в природе, в искусстве, в мире, в человеке.

  • Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?» «Что за этим скрывается?» «Кто разгадает тайну» «Самое таинственное на свете..»

Таким образом, «стартовая беседа» строится как увлечение перспективой полезных дел, как поиск наилучшего решения жизненно-практических задач, для чего ребятам предлагаются различные варианты дел для примера и на выбор. Педагогу заранее необходимо продумать перечень дел с кратким описанием их, особенно, если планирование проводится впервые или коллектив достаточно «рыхлый».

Идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:

  • Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?).

  • Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для школы, для другого класса, для своих родных, для малышей, для окружающих людей, для родного края и т.д.

  • Когда сделаем?

  • Кто участвует?

  • С кем лучше провести это дело?

  • Как организовать подготовку?

  • Кому доверить руководство делом (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

Планирование жизни коллектива может быть сжатое – сразу на общем сборе-старте, или развернутое – с предварительной беседой классного руководителя, с проведением письменного опроса, с дополнительным этапом коллективного анализа и целеполагания, с разведкой интересных и полезных дел и другими приемами коллективной организаторской деятельности, которые можно использовать учителю для того, чтобы разбудить мысль детей, их инициативу. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идеи дел исходят от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования.

  1. Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.

  2. «Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела класса (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? За какое дело возьмешься в качестве организатора?

  3. Спецвыпуски классных, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.

  4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть коллекционеры придумают свои дела, художники –свои, туристы - свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, отряда, группы.

  5. Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.

  6. Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные и сложные из них могут стать темой диспута, беседы, вечера.

  7. Копилка интересных предложений («банк идей»). В классе вывешивается ящик по типу почтового или конверт для предложений и вопросов.

  8. Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти. узнать, разведать. Задание группам определяет классный руководитель или совет класса (дела).

В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе в части 3.

Разделение форм проводится: во-первых, как планирование жизнедеятельности коллектива на большой срок – 3.4, во-вторых, целеполагание и планирование отдельного дела – 3.5. В разделе 3.2. даны наиболее общие формы коллективной работы, которые могут быть использованы на всех этапах коллективного взаимодействия.

studfiles.net