Стили руководства в менеджменте и их особенности. Стили менеджмента


Стили управления в менеджменте

Каждый руководитель рано или поздно склоняется к тому или иному стилю управления. В менеджменте сегодня выделяют сразу несколько типов поведения, каждый из которых по-своему эффективен. Методы и стили менеджмента, применяемые одним и тем же человеком, могут меняться, в зависимости от того, какие задачи ставит перед собой и коллективом руководитель. Поэтому назвать один, наиболее эффективный стиль менеджмента не представляется возможным.

На сегодняшний день основные стили менеджмента таковы:

  1. Либеральная линия управления персоналом или принцип невмешательства руководителя в деятельность подчиненных. Управленец, практикующий подобный стиль работы, выступает посредником между сотрудниками и вышестоящим начальством. Либеральное поведение начальства практикуется в коллективах, где работники хорошо знают свое дело, их день расписан по минутам, и в принятии дополнительных решений одним человеком просто нет необходимости.
  2. Авторитарный стиль управления в менеджменте. В данном случае все рабочие решения принимаются «в одно лицо». Высокая требовательность, постоянный прессинг и контроль за ходом деятельности. Авторитарный стиль хорош в тех случаях, когда возникают экстремальные ситуации, и необходимо срочно принимать какие-то решения.
  3. Демократический стиль менеджмента. Руководители, которые придерживаются этого стиля, могут привлекать к решению управленческих задач специалистов всех уровней. В качестве мотиваторов к работе начальник выбирает возможность реализации каждым сотрудником своих потребностей в плане самовыражения, творчества, принадлежности к коллективу.
  4. Сочетание нескольких стилей управления в менеджменте. На практике руководителю очень сложно выработать один единственный стиль руководства и придерживаться только его. Ведь коллектив состоит из живых людей, и все они очень разные. Склонность к одной из поведенческих линий в руководстве складывается из собственных возможностей начальника: его уровнем образования, опытом работы, психическими качествами, а также из традиций фирмы и задач, которые решаются в данный момент.

Основные модели менеджмента

Руководство, власть и стили менеджмента — тема широкая, вызывающая споры и регулярно рождающая новые теории относительно эффективных и неэффективных стилей менеджмента. В начале 20 века, когда только начинала развиваться наука об управлении людьми, за нее взялись теоретики и практики в разных уголках земли. В результате сложилось несколько моделей менеджмента, которые по территориальному признаку назвали западным, японским и американским стилем. Каждый метод по-своему эффективен, и в то же время в корне отличается от другого.

  1. Западный стиль менеджмента. Индивидуальная ответственность, решение принимаются не только в высшем, но и в среднем звене сотрудников, деловые отношения не смешиваются с личными.
  2. Американский стиль менеджмента. Четкое соблюдение нормативов и положений, практичность, развитие персонала.
  3. Японский стиль менеджмента. Постоянное повышение квалификации персонала, понимание совместного вклада в дело развития компании, высокий уровень доверия начальства по-отношению к подчиненному.

Коучинг, как новый стиль менеджмента

Коучинг — это своего рода бизнес-психоанализ. Подобный вид управления бизнес-процессами появился сравнительно недавно на Западе, а в Россию пришел только несколько лет назад. Суть коучинга в том, что коуч (он же бизнес-тренер) не вникает глубоко в проблемы консультируемого и не дает ценных указаний. Задача коуча сделать так, чтобы специалист сам сформулировал свою проблему и нашел пути ее преодоления. Сегодня коучинг считается очень перспективным направлением в науке о руководстве людьми.

Методы и стили управления — тема широкая и открытая для исследований. Грамотный руководитель — это тот, кто умеет не замыкаться на одном лишь варианте, выбрать тот или иной метод управления персоналом, исходя из целей и задач, которые в данный момент стоят перед ним.

kak-bog.ru

Менеджмент - лекции в помощь студенту

Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор, человеческое существо. Его поведение продиктовано привычной манерой – стилем.

Основу для классификации стилей руководства составил поведенческий подход, теории стилей руководства. Согласно поведенческому подходу, эффективность организации определяется не личностными качествами руководителя, а скорее манерой поведения по отношению к подчиненным.

Стиль менеджмента (от греч. и лат. палочка, стержень для написания на восковой доске, позднее — почерк) – относительно устойчивая система способов и методов воздействия руководителя на подчиненных в соответствии с поставленной целью. Это манера, способ поведения менеджера в процессе общения, воспитания, подготовки и реализации управленческих решений.

К.Левин (1939 г.) впервые исследовал влияние авторитарного, демократического и анархического стилей руководства на групповое поведение.

Классифицированы следующие (основные и не основные) стили управления:

Авторитарный (автократический) стиль. Для менеджера-автократа характерно администрирование, ограниченные контакты с подчиненными, жесткий контроль с угрозой наказания. Менеджер-автократ не проявляет интереса к подчиненным, не поддерживает инициативы, не предоставляет самостоятельности. Все внимание уделяет прибыли, производительности, качеству продукции. Игнорирует общественное мнение. Всегда приказывает, наставляет, критикует, но никогда не советует и не просит. Проявляет предвзятость в оценках, злоупотребляет наказаниями. В коллективе застой, пассивность и неудовлетворенность своей работой. Все новое воспринимает с осторожностью, в управлении пользуется одними и теми же приемами. Авторитарный стиль целесообразен при слабой дисциплине и подготовленности сотрудников, оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Демократический (коллегиальный) стиль. Является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений. Менеджер принимает наиболее важные решения с учетом мнения коллектива и инициатив подчиненных. Проявляет интерес и доброжелательность к личности сотрудников, старается быть справедливым и тактичным в споре. В коллективе формирует здоровую рабочую обстановку и благоприятный психологический климат. Демократический стиль управления возможет при высоких моральных, коммуникативных и организаторских качествах менеджера, тонко чувствующего психологию людей и учитывающего социально-психологические особенности коллектива.

Анархический (попустительский) стиль. Характерен для того менеджера, который не вмешивается в деятельность коллектива, предоставляя работникам полную самостоятельность. Управлением такую деятельность назвать трудно, так как с одной стороны, она сопровождается «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции), а, с другой, «минимумом контроля» (никто не контролирует и не оценивает выполнение задач, все пущено на самотек). Результаты работы обычно низкие, продукция не качественная. Мягкость в обращении с подчиненными мешает менеджеру приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные работники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого развивается панибратство и заискивание. В коллективе неблагоприятный психологический климат, отсутствует сотрудничество, каждый сам по себе, наблюдаются явные и скрытые конфликты, которые не старается погасить менеджер.

Непоследовательный (алогичный) стиль. Проявляется в непредсказуемом переходе менеджера от одного стиля к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский, то вновь авторитарный), что обусловливает крайне низкие результаты работы коллектива и максимальное количество конфликтов и проблем. Подобная неустойчивость в стиле характерна для молодого менеджера, пытающегося познать психологию управления и найти оптимальный стиль работы с людьми. Часто непоследовательность в управлении сочетается с осторожностью, слабой профессиональной подготовкой, сильной внушаемостью или слабоволием менеджера.

Ситуативный (гибкий) стиль. Учитывает характер решаемых задач, условий, уровней развития коллектива и профессионализма сотрудников. Так, при низком или среднем профессиональном уровне (или недобросовестности) подчиненных менеджер применяет авторитарные приемы воздействия, дает четкие указания, контролирует работу каждого и когда необходимо наказывает нерадивых. При хорошей квалификации, дисциплинированности и сознательности сотрудников менеджер применяет демократические приемы воздействия на коллектив, поощряет инициативу подчиненных, создает систему самоконтроля и привлекает наиболее способных к управлению. При высокой ответственности и профессиональной подготовки сотрудников, сплоченности коллектива, менеджер развивает самоуправление: ставит проблему, проясняет цели и предоставляет необходимые права и полномочия сотрудникам для самоконтроля и самостоятельного решения проблемы.

Стили управления по системе Р.Блейка, Д.Мутона («управленческая решетка») дают возможность определить пять характерных типов управленческого поведения:

  • диктатор;
  • демократ;
  • пессимист;
  • манипулятор;
  • организатор.

live-management.ru

16. Стиль менеджмента и имидж менеджера

16.1. Понятие и типы стилей руководства.

16.2. Поведенческие теории лидерства.

16.3. Ситуационные подходы к лидерству

16.1. Понятие и типы стилей руководства.

Под стилем работы руководителя понимается система сложившихся отношений между руководителем и коллективом по поводу принятия и реализации управленческих решений. В зависимости от уровня этих ношений различают три классических стиля:

  1. автократический (авторитарный), характеризую­щийся минимальной контактностью с коллекти­вом, жесткостью в выработке и реализации реше­ний, осознанием руководителем исключительной важности своей персоны и признанием абсолюта личностных и профессиональных качеств;

  2. либеральный — противоположен автократическому стилю, руководитель по каждому поводу согласо­вывает любое решение с коллективом, идет на бес­конечные уступки формальным и неформальным лидерам, группам, по существу коллектив управ­ляет руководителем;

  3. демократический — принимая решение и реализуя его, руководитель выслушивает соображения и вы­ясняет с коллективом вопросы стратегии и такти­ки, ориентируется на большинство коллектива и формирует его; добивается реализации принятых решений и, если необходимо по ходу решения, мо­жет вносить конструктивные соображения.

На рисунке представлена некоторая кривая зависимо­сти эффективности стиля (I) от числа обращений руко­водителя к коллективу (N). Кривые 1, 2, 3 характери­зуют автократический, демократический и либеральный стили управления соответственно.

Рис. 16.1.1.Стиль работы руководителя как функция числа обращений к коллективу

Стиль работы руководителя является понятием си­стемным и динамическим. Он характеризует общую и профессиональную культуру личности, совокупность ее психологических и интеллектуальных качеств, позволяющих наиболее рационально взаимодействовать с коллективом. В реальных условиях в каждом руководителе неизбежно уживаются все три стиля, по-разному проявляясь в различных условиях при решении различных задач. Так, в условиях необходимости соблюдения жестких требований трудовой дисциплины необходим автократизм руководителя, жесткий императив власти, наоборот, в условиях творчества высокопрофессионального коллектива стиль явно тяготеет к либеральному. Границы между каждым из стилей условны и чрезвычайно индивидуальны. Конечно, у каждого руководителя имеется предрасположенность к тому или иному стилю в силу его личностных качеств, но талант, интеллектуальные качества руководителя именно в том заключаются, что профессиональные возможности своего индивидуального стиля руководитель умеет максимально подчинить требованиям любой возникшей ситуации, решению тактических и стратегических задач.

Стиль руководства и методы управления тесно связаны и взаимно обусловлены. Руководитель, обладающий определенным стилем, обычно предпочитает определенные методы управления (рис. 16.1.2, число знаков «+» характеризует степень предпочтительности исполь­зования методов).

Рис. 16.1.2. Взаимосвязь методов и стилей управления

Матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства и методами управления. Автократический стиль явно тяготеет к организационно-распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Даже экономические методы такой руко­водитель больше подчиняет распорядительным отноше­ниям, чем экономическим оценкам целесообразности. Социально-психологические методы не развиты, и для этого нет оснований: психологические контакты с кол­лективом развиты очень мало.

Либеральный стиль существенно тяготеет к социаль­но-психологическим методам управления, возможно даже в ущерб дисциплине, в ущерб правам и ответствен­ности. Экономический метод также оказывается дефор­мированным, поскольку экономические рычаги и стиму­лы больше подчинены психологическим контактам, чем экономическим результатам. Наибольшие потенциаль­ные возможности в рациональном использовании мето­дов управления у демократического стиля.

Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства —это своего рода «почерк» в действиях менеджера [7,с.207].

Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль —это система постоянно применяемых методов руководства [9,с.37].

Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.

Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использоватьразличные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

Как видно, стиль руководства —явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.

16.2. Поведенческие теории лидерства.

Примерно в тот же период, когда усиливалось разочарование в подходе к

лидерству с позиций личных качеств, в теории управления стала набирать силу бихевиористская школа. Исходя из этого – второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность работы руководителя определяется не личностными качествами, а скорее манерой поведения и отношения к подчиненным. Поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижении целей организации. Основной недостаток такого лидерства в предположении существования какого-то одного оптимального стиля руководства.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства – это совокупность приемов и методов работы руководителя в его повседневной деятельности; манера (виды) поведения по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Стиль руководства по Левину. Самое раннее исследование эффективности стилей было проведено Куртом Левином и его коллегами. В 1938 году К. Левин опубликовал свое исследование различных стилей руководства (см. таблицу 11.3.1):

  • авторитарный (диктаторский) – руководитель сам решает, что и как нужно делать;

  • демократический – решения принимаются после обсуждения;

  • попустительский (либеральный) – члены группы работают практически самостоятельно.

В экспериментах Левина самой производительной была работа при авторитарном руководстве, но при этом было необходимо присутствие руководителя, иначе работа прекращалась. Члены группы проявляли агрессивность друг к другу. Демократическое руководство было самым популярным и позволяло получать стабильные результаты, как по качеству работы, так и по ее производительности. Либеральный стиль оказался самым плохим во всех отношениях. Главным критерием эффективности, которым пользовался Левин, была производительность, а производительность, как известно, может быть критерием только на короткий период времени.

Стиль руководства по Мак-Грегору. Теории Х и У. В 40-50-е годы появляется теория Х иYДугласа Мак-Грегора. Он считал, что среди руководителей господствует два типа поведения, стиля руководства: авторитарный и демократический, которые базируются на различных теориях лидерства.

Авторитарный стиль управления базируется на теории «Х», которая содержит четыре постулата:

а) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

Таблица 11.3.1.

studfiles.net

22. Стили менеджмента.

Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. 1. Автократичный (авторитарный) стиль – централизация власти в руках одного руководителя; ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчинёнными. Автократ единолично принимает или отменяет решения, не даёт возможности подчинённым проявить инициативу, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Новое воспринимается с осторожностью, в работе практически пользуется одними и теми же методами. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Достоинства стиля:

-обеспечивает чёткость и оперативность управления; - создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; - минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий; -не требует особых материальных затрат; - в «молодых», недавно созданных фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления. Недостатки стиля: -подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей; -отсутствие действенных стимулов труда; - громоздкая система контроля; - в крупных фирмах – обюрокрачивание аппарата управления; - невысокая удовлетворённость исполнителей своим трудом; - высокая зависимость группы от постоянного прессинга руководителя

2.Демократический стиль - характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Инструкции – в форме предложений, речь не сухая – а товарищеский тон, похвала и порицание – с учётом мнения коллектива. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, у них развивается самостоятельность – это способствует восприятию достижения целей организации, как своих собственных. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Взаимодействие руководителя и подчинённых основано на сотрудничестве. Демократический стиль позволяет: - стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей; - успешнее решать инновационные, нестандартные задачи; -эффективнее использовать материально – договорные стимулы труда; - включать психологические механизмы трудовой мотивации; - повысить удовлетворённость исполнителей своим трудом; - создать благоприятный климат в коллективе.

3. Либеральный стиль - отличается полной свободой коллективных и индивидуальных решений сотрудников при минимальном участии руководителя.

Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Менеджер либерал обычно предпринимает решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставить подчинённым различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, не любит контролировать их работу, не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым. Его больше волнует, что о нём думают сотрудники. Либералы непринципиальны, под влиянием разных людей и обстоятельств могут менять решение по одному и тому же вопросу. Он может сам выполнить работу за нерадивого подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих работников. Главное для него – поддержание хороших отношений с подчинёнными, а не результат работы. Арсенал средств воздействия на коллектив – просьбы, уговоры. При кризисных ситуациях, когда требуются энергичные действия всей команды – хорошие личные отношения исчезнут, а деловых при таком стиле нет. Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой–либо один стиль. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные стили в определённых ситуациях.

studfiles.net

Стиль менеджмента

  1. Понятие «стиль руководства»

  2. Типология стилей

  3. Выбор менеджером стиля руководства

1. Совокупность своеобразных приемов управления, манеру повсе­дневного поведения руководителя по отношению к подчиненным называют стилем руководства. В стиле руководства вырабатыва­ются способы влияния на подчиненных. Стиль руководства опре­деляется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Стиль руководства, который впол­не оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемле­мым в других.

Различают три стиля руководства:

  • автократический (директивный, волевой, авторитарный) — ха­рактеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженно­стью только единоначалию. Основывается на представлениях о подчиненных как о лицах, не любящих трудиться, без честолю­бия и чувства ответственности, нуждающихся в защищенности;

  • демократический (коллективистский, партнерский) — характе­ризуется уважением к подчиненным, минимальным участием ру­ководителя в принятии решений, стремлением приобрести авто­ритет путем предоставления подчиненным льгот и послаблений, перекладывания ответственности за неудачи в работе на других.

  • либеральный представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность

3. Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде. Различ­ные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимо­сти от обстоятельств. Любой реальный стиль конкретного руково­дителя — это всегда некая комбинация из множества стилей, но, конечно, с преобладанием какого-то одного из них.

Следует сказать, что выбор оптимального стиля в диапазоне «ав­торитарность—демократизм» — задача непростая. Разные харак­теристики работы подчиненных регулируются разными метода­ми: будить инициативу, создавать творческую атмосферу можно только демократическими средствами, а укреплять дисциплину, исполнительность — преимущественно авторитарными.

В каждом конкретном случае хорошим окажется менеджер, кото­рый сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необ­ходимо знать способности подчиненных, возможность выполне­ния стоящей задачи, свои способности и полномочия. В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует иного способа воздействия на подчиненных, т. е. изменения стиля руководства. Таким образом, лидерство менеджера в какой-то мере является искусством. Эффективным оказывается тот менеджер, который способен при необходимости корректировать свой стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производ­ства и окружающей среды. Такой подход называют адаптивным руководством, руководством активного воздействия на среду в широком смысле слова с тем, чтобы улучшить ее, приспособить (и приспособиться) с целью достижения поставленной цели

Характер и роли менеджера в организации

  1. Особенность управленческого труда

  2. Роли менеджера в организации

1. Труд менеджера многофункционален, носит комплексный харак­тер. Менеджер должен в определенной ситуации владеть знания­ми в области техники, технологии, экономики, маркетинга; он обя­зан в совершенстве владеть искусством руководства людьми, уме­нием решать социальные задачи, стоящие перед организацией. Труд менеджера — умственный труд, состоящий из трех составляющих: организационно-административной и воспитательной, аналитичес­кой и конструктивной; информационно-технической. Предметом труда менеджера является информация, а результатом труда — управленческое решение.

2. Роль — это ожидаемый набор действий или поведения, определя­емых работой. Классификацию ролей менеджера в организации дал известный специалист по менеджменту Г. Минцберг.

Вся совокупность ролей подразделяется на три группы: роли, свя­занные с межличностными коммуникациями; информационные роли; роли, связанные с принятием решений.

К числу межличностных ролей относится роль символического главы организации, роль лидера и роль связующего звена. В обя­занности менеджера входит выполнение обычных обязанностей со­циального или правового характера. Он отвечает за мотивацию и активизацию подчинения, за набор и подготовку работников, обес­печивает функционирование саморазвивающейся сети внешних кон­тактов и источников информации, которые предоставляют необ­ходимые сведения и оказывают услуги.

К числу информационных ролей менеджера относится роль при­емщика информации, роль ее распространителя, роль представи­теля организации. Менеджер получает специализированную ин­формацию (в основном текущую) для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации. Менеджер передает полученную информацию чле­нам организации, при необходимости интерпретирует ее. Как пред­ставитель менеджер передает информацию во внешнюю среду орга­низации относительно планов, политики действий, результатов ее работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

К числу ролей менеджера, связанных с принятием решений, относятся роль предпринимателя, роль устраняющего помехи, роль распределителя ресурсов и роль ведущего переговоры.

Как предприниматель менеджер определяет направления разви­тия организации и изыскивает для этого возможность внутри самой организации и за ее пределами, организует проекты изменений организации, контролирует их осуществление. Как устраняющий помехи он корректирует действия, когда организация оказывается перед неожиданными нарушениями в своей работе. Менед­жер отвечает за распределение всевозможных ресурсов организа­ции, что фактически означает принятие (или непринятие) всех зна­чительных решений в организации. Как ведущий переговоры менеджер выступает в качестве представителя организации на всех важных переговорах.

studfiles.net

Стили руководства в менеджменте и их особенности

С раннего возраста человек знает, что такое управление. Сначала мы сталкиваемся с управлением, например, детским велосипедом, затем - автомобилем, потом с управлением оборудованием и так далее, по нарастающей. Оно встречается в любых областях жизнедеятельности человека.

Стили руководства в менеджменте – это способ (или их совокупность) взаимодействия управленца с подчиненными. Отношения с персоналом напрямую влияют на эффективность и продуктивность деятельности всей компании.

Как и в любой другой области, в сфере взаимоотношений руководитель–подчиненный проводятся исследования, благодаря чему и были определены три основных направления, определяющие стили управления организацией.

Директивный стиль определяется как доминирующий. Руководитель стремится быть в курсе всего происходящего и требует докладывать об этом именно ему. При таком управлении все решения принимаются единолично руководителем. Взаимоотношения с коллективом отсутствуют полностью, а методами управления являются приказы, выговоры, замечания, лишение премий. Директивный стиль полностью лишает персонал возможности инициативы, что сказывается на его боевом духе и морально-психологическом настрое. Как правило, в компаниях с таким руководителем большая текучка кадров, работа осуществляется по принципу "незаменимых нет".

Демократический стиль управления подразумевает разделение полномочий между управленцем и его заместителем. Руководитель всегда выслушает персонал и его точку зрения. При таком управлении решения принимаются коллективно, что позволяет чувствовать сотрудникам – руководитель идет с ними в одной упряжке, они преследуют одни и те же цели. Если рассматривать все стили руководства в менеджменте, то демократический имеет больший успех. В такой компании общение с персоналом проходит в дружеской форме, методом просьб, рекомендаций, пожеланий, советов. Руководитель для работников представляется авторитетом, который всегда поможет, что является немаловажным фактором для создания благоприятного морально-психологического настроя. Коллектив с демократическим стилем управления надежен и работает как одно целое.

В перечне "Стили руководства в менеджменте" следующим идет либеральный стиль. Руководитель не выполняет свое истинное предназначение – управлять. Он, как правило, ждет указаний вышестоящих или подвергается влиянию подчиненных. Все работа лежит на подчиненных, руководитель же предпочитает уходить от вопросов и снимать с себя всю ответственность. Работа сотрудников мало контролируется, что может привести к плачевным результатам.

Казалось бы, рассмотренные стили руководства в менеджменте различны, и более практичным из них является демократичный. Может, это и так, директивный больше подходит для людей, имеющих под своим началом небольшой штат работников. Либеральный стиль можно встретить в творческих мастерских или студиях. Творческие люди более самостоятельны и не требуют постоянного контроля.

Следовательно, нельзя говорить, что один стиль плохой, а другой - хороший. Все зависит от конкретной ситуации, от рода деятельности компании, от личностных качеств руководителя, на почве чего и формируются стили руководства. Менеджмент не подразумевает определенного стиля управления для той или иной компании и не ограничивается только им. Зачастую встречается совмещение всех трех стилей, что само по себе является эффективным решением в конкретной ситуации.

fb.ru

Стиль управления: преимущества, недостатки, особенности

Автор: Виктор Валентинович Травин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор «Школы кадрового менеджмента» Академии, преподаватель с двадцатилетним стажем.

 

Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

Различают следующие стили управления.

 

Усилия руководителя сконцентрированы на задаче, которую необходимо выполнить. При этом, как утверждает Бизани, руководитель:

  • порицает недостаточную работу;

  • побуждает медленно работающих сотрудников прилагать больше усилий;

  • придает особенное значение объему работы;

  • руководит железной рукой;

  • обращает внимание на то, что его сотрудники работают с полной отдачей;

  • побуждает сотрудников посредством нажима и манипулирования к еще большим усилиям;

  • требует от малорезультативных сотрудников большей отдачи.

 

Исследования Хальпина—Винера и Пельца показывают, что такие руководители:

  • часто более положительно характеризуются своими начальниками, чем личностно-ориентированные руководители;

  • позитивно оцениваются своими сотрудниками, если руководители имеют влияние «наверху».

 

При таком стиле управления в центре внимания стоят сотрудники с их потребностями и ожиданиями. По Бизани, руководитель:

  • обращает внимание на здоровье сотрудников; заботится о хороших отношениях со своими подчиненными; обращается со своими подчиненными как с равноправными;

  • поддерживает своих сотрудников в том, что они делают или должны сделать;

  • заступается за своих сотрудников.

 

Руководитель, который управляет, ориентируясь на личность, не может, однако, сразу рассчитывать на полное удовлетворение сотрудников. Для этого важны влияние и уважение руководителя «наверху», на основе чего он способен защищать интересы сотрудников.

Стилю управления присущи три проблемы:

1. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью стиля управления, содержат несколько компонентов, которые не могут быть собраны воедино.2. Абсолютизация стиля управления рассматривается как способ, с помощью которого повышается производительность труда.3. Ситуация управления рассматривается как неизменная, в то время как с течением времени она может измениться и руководитель должен соответственно изменить свое отношение к отдельным сотрудникам.

Стили управления могут быть одно- и многомерными. Стиль управления одномерный, если рассматривается один критерий оценки. Одномерными являются авторитарный, корпоративный и прочие стили управления, причем первый и второй стили полярно отличаются друг от друга.

 

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль управления может применяться при решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Типичные признаки авторитарного стиля управления:

Руководитель в силу своей законной власти управляет подчиненными и ожидает от них послушания. Он принимает решения без обоснования их перед подчиненными, при этом исходит из того, что он в отличие от подчиненных обладает большим пониманием и знанием дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер распоряжений, которые должны безоговорочно выполняться подчиненными, в противном случае они могут ожидать санкций по отношению к себе;

Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Он контролирует» следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

 

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю:

  • высокая сознательность;

  • высокий самоконтроль;

  • дальновидность;

  • хорошая способность к принятию решений;

  • пробивная способность.

 

Подчиненные — адресаты приказаний. По теории x и xy:

  • средний человек ленив и, насколько возможно, отлынивает от работы;

  • работники нечестолюбивы, боятся ответственности и желают быть руководимыми;

  • давление на подчиненных и санкции к ним необходимы для достижения целей предприятия;

  • строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

 

При этом стиле управления мотивация подчиненных часто ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как правило, менее интересную работу подчиненным и поддерживает в них страх перед угрожающими санкциями. Подчиненные становятся безучастными по отношению к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно управляемому подчиненному по Штоппу:

  • признание руководителя единственной инстанцией;

  • признание и выполнение распоряжений руководителя;

  • отсутствие стремления к обладанию правом контроля.

 

Преимущества авторитарного стиля управления — возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного стиля лежат в слабой мотивации самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в нескольких вариантах, которые все больше приближаются к корпоративному стилю.

 

При корпоративном стиле управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и предполагает примерно равный уровень образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки корпоративного стиля управления:

Руководитель управляет подчиненными, включая их в процесс принятия решений, за которые он несет ответственность. Он ожидает от своих подчиненных конкретной помощи, принимает решения с учетом их предложений и возражений. Он делегирует свои полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при необходимости. При этом он признает способности подчиненных и сознает то, что не может все знать и все предвидеть. Контролируется только результат работ, допускается самоконтроль.

Руководитель не только подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения задач, но и сообщает другую информацию о предприятии. Информация служит средством управления. Руководитель не нуждается в знаках, подчеркивающих его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые к корпоративно управляющему руководителю, по Штоппу:

  • открытость;

  • доверие к сотрудникам;

  • отказ от индивидуальных привилегий;

  • способность и желание делегировать полномочия;

  • служебный надзор;

  • контроль результатов.

 

Подчиненные рассматриваются как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять «ежедневные работы». При оценке подчиненных при этом стиле руководства чаще всего исходят из теории у теории ху, по которой:

  • нежелание трудиться является не врожденным от природы, а следствием плохих условий труда, которые уменьшают естественное желание трудиться;

  • сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем;

  • цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития;

  • при благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

 

Активная позиция подчиненных повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда. Требования к корпоративно управляемым подчиненным:

  • стремление и способность нести личную ответственность;

  • самоконтроль;

  • использование прав контроля.

 

Преимущество корпоративного стиля — принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток — корпоративный стиль управления может замедлить принятие решений.

 

Такое управление — технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями.

При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Чтобы успешно применять управление делегированием, необходимы:

  • делегирование сотрудникам задач;

  • делегирование сотрудникам компетенций;

  • делегирование сотрудникам ответственности за действия;

  • исключение возможности отзыва делегированных полномочий либо передачи их от одних сотрудников другим;

  • установление порядка регулирования исключительных случаев;

  • исключение возможности вмешательства руководителя при правильных действиях сотрудника;

  • обязательность вмешательства руководителя в случае ошибки и получения результатов, урегулированных в особом порядке;

  • принятие руководителем ответственности по руководству;

  • создание соответствующей информационной системы.

 

Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность за действия должны соответствовать друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

  • разгрузка руководителя;

  • возможность быстрого принятия грамотных решений; сотрудникам передаются компетенции и ответственность за действия;

  • содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

 

Недостатки управления методом делегирования:

  • руководитель делегирует по возможности меньшее число интересных задач;

  • могут быть утверждены иерархические отношения;

  • сильна ориентация на задачи, а не на сотрудников;

  • установление иерархических отношений «по горизонтали».

 

Почему руководители недостаточно делегируют полномочия?

1. Опасение того, что подчиненные недостаточно компетентно выполняют поручения (делают ошибки).2. Недоверие по отношению к компетентности подчиненных.3. Опасение того, что подчиненные слишком быстро приобретают высокую компетенцию.4. Опасение потери своего значения и сопутствующих ему благ.5. Опасение потери собственного авторитета или статуса.6. Опасение того, что руководитель сам потеряет контроль за данным вопросом.7. Страх перед риском.8. Нежелание отдавать работу, которой руководитель сам хорошо владеет.9. Неумение консультировать подчиненных и управлять ими.10. Недостаток времени для консультирования подчиненных и управления ими.

 

Почему подчиненные не готовы нести ответственность?

1. Недостаточная уверенность в себе.2. Дефицит информации.3. Страх перед возможной критикой.4. Недостаточный положительный отклик на успешно выполненные поручения.5. Недостаточная мотивированность сотрудника.6. Отрицательная атмосфера рабочего места.

 

Как делегировать?

1. Тщательно выбрать задания, подлежащие делегированию.2. Тщательно выбрать человека, кому делегировать.3. Делегировать преимущественно «окончательные результаты» вместо точных методов выполнения задания.4. Быть готовым к тому, что будут допущены ошибки и что их нужно простить.5. Дать достаточно полномочий для выполнения задания до конца.6. Информировать других, что делегировано и кому.7. Делегировать постепенно и усложнять делегированные задания.

 

Применение того или иного стиля, а также его результаты зависят от многих факторов. Это прежде всего полное овладение одним из стилей руководства, предрасположенность коллектива к восприятию порой навязанного ему сверху стиля управления и руководства. При освоении науки управления очень важно избежать ошибок.

Анализ деятельности руководителей разного уровня и различных предприятий позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно сформулировать следующим образом:

1. Стремление все делать самому.2. Склонность давать возможность делам идти своим чередом.3. Предубежденность против определенных работников.4. Застывшие, схематичные или доктринерские установки.5. Излишняя восприимчивость к иному, в том числе критическому, мнению.6. Самоудовлетворенность или заносчивость.7. Невосприимчивость к предложениям сотрудников.8. Очевидное неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других.9. Явное недоверие к сотрудникам.10. Недостаточная последовательность в действиях.

 

Опыт преуспевающих предприятий показал, что руководители этих предприятий в значительно большей степени:

1. ценят знание дела;2. относятся к людям как к равным;3. вознаграждают справедливо;4. обнаруживают ошибки объективно;5. надежны и лояльны;6. выслушивают мнения, отличающиеся от своих;7. ценят прогресс;8. имеют авторитет знатоков дела;9. лишены предвзятости;10. переносят критику;11. способны к изменению, чем начальники малоуспешных предприятий.

 

Стиль управления или руководства — важнейший фактор в менеджменте на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

 

Растите и совершенствуйтесь как руководитель изучив эти практические курсы по управлению и менеджменту или выбрав обучение по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru