Концепция - система взглядов, или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности. Система взглядов концепция


КОНЦЕПЦИЯ - это... Что такое КОНЦЕПЦИЯ?

(лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. - исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное "сечение" последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания "порождающей" идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области ("фрагмента" действительности) значений и реализацию максимально широкого "мировидения" (на основе "отнесения" к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка ("раскрутка") презентируемой идеи. Кроме того, она "онтологизирует" и "маскирует" внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, "стыкуя" между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки ("абсолютные предпосылки", согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.

Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), "производству" базовых концептов культуры, определяя "концептуальные возможности" последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально "замыкает" свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно - свои догматы. Сам термин "К." заменяется здесь, как правило, близким ему термином "доктрина" (лат. docere - учить, doctrina - учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса - поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, "тора" ("указание", "наставление") в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на "непреложности", "конечности" оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент "научения" имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент "догматики" в К. (отсюда производные понятия - "доктринер", "доктринерство").

В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия "К." с понятием "теория". Иногда им обозначали "неполную", "нестрогую" и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее "неполноту", "нестрогость" и т.д. В неклассической науке понятие "К." стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развертке" выступает как ее реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), "замещающей" собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: "личностное знание" и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ науки" Холтона, "исследовательская программа" Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма" и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология"  Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн.

В.Л. Абушенко

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

sociology_encyclopedy.academic.ru

КОНЦЕПЦИЯ - это... Что такое КОНЦЕПЦИЯ?

    КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.    Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми “общими голосами”, признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.    Уже в средневековой философии оппозиция “доктрина—дисциплина”, где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом “Да” и “Нет”, что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) философия понимается как “творчество концептов” (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как “нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта” (там же, с. 11), как “фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся” (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как “архипелаг островов” смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (Μ. Μ. Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с “респонсивной феноменологией” (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К. О. Апель), теория речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.

dic.academic.ru

система взглядов, или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.



 Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше Концепция - система взглядов, или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Концепция - система взглядов, или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Концепция - система взглядов, или иное понимание явлений, процессов; основной, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Принцип- основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Деятельность по управлению материальными потока ми, так же как производственная торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышения эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления - сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Системный подход к логистике можно понимать как некоторую совокупность принципов логистики.

Принцип логистики - это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов по логистике.

Знание некоторых принципов экспертами по логистике позволяет легко возмещать неопределенность некоторых факторов внешней среды. При формировании логистических систем могут быть допущены ошибки лишь потому, что не были вскрыты преимущества и недостатки, и отдельных принципов логистики.

Рассмотрим основные принципы системного анализа применительно к логистике.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условии. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Всеобщий принцип оптимизации: решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно‚ несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т.е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных структурных функциональных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия и целом. Таким образом, эмерджентность (целостность) - это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

3. Принцип системности. "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны и все связи. Мы никогда не достигаем этого полностью, но требование всесторонности предостерегает нас от ошибок..." Принцип системности предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды. Принцип в системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве в во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, т.е. способность к реализации и определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).

Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

5. Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функции во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь - связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

Синергия:

· эффект взаимного усиления связей одной системы с другой на уровне материального потока;

· совместный (корпоративный) эффект взаимодействия элементов в системе.

Синергический эффект - эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки.

6. Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

Принципы системного анализа применительно к логистике постоянно развиваются, причем в различных направлениях.

refalpt.ostref.ru
  • Карта сайта
  • xreff.ru

    Концепция логистики, ее основные положения Концепция это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Концепция логистики

    Тема 2. Концепция и функции логистики

    Вопросы.

    1. Концепция логистики, ее основные положения.

    2. Функции логистики.

    3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства.

    4. Функциональные области логистики и их основные характеристики.

    2.1. Концепция логистики, ее основные положения

    Концепция — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов.

    Концепция логистики — это система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками.

    Основные положения

    Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. При этом, все звенья материал ной цепочки, должны работать как элемент одной системы.

    Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому систе-мы учета издержек производства и обращения должны формировать информацию о наболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При этом появляется возможность использовать критерий оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

    Создание современных условий труда. Кадры — важнейший элемент логистиче-ской системы. Для того, что бы кадры были квалифицированными и дееспособными, н обходимо обеспечивать хорошими условия труда и перспективы карьерного роста.

    Занятие ниши на рынке. Для этого существует три пути:

    • повышение качества товара;

    • выпуск нового товара;

    • повышение уровня логистического сервиса.

    Применение двух первых путей ограничено необходимостью больших капитальных вложений. Третий путь гораздо дешевле. Поэтому все большее число предпринимателе обращается к логистическому сервису как к средству повышения конкурентоспособности. Потребитель отдаст предпочтение тому поставщику, который обеспечит более высокий уровень сервиса, например, доставит товар вовремя, в удобной таре, приемлемыми па: тиями, в нужном ассортименте и так далее.

    Способность логистических систем к адаптации. Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обу-славливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материаль-ных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность л гистических систем адаптироваться к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

    2.2. Функции логистики

    В процессе управления материальным потоком логистика решат такие задачи, как:

    1. прогнозирование объемов перевозок;

    2. определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков;

    3. организация складирования;

    4. организация упаковки, транспортировки.

    Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, на­правленных на реализацию целей логистической системы.

    Функции логистики

    1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

    2. Определение объемов и направлений материальных потоков.

    3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

    4. Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товаро­движения.

    5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

    6. Управление запасами в сфере обращения,

    7. Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

    8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка).

    9. Управление складскими операциями (хранение, приемка, организация доставки мелкими партиями).

    Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности.

    Две характерные особенности всех функций заключаются в том, что: весь их комплекс подчинен единой цели;

    носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистиче­ском процессе.

    Предприятия и организации, решающие логистические функции

    Управление, организацию и контроль материальных потоков реализуют следующие предприятия и организации:

    1) предприятия готовой продукции, чьи склады выполняют разнообразные логистические операции;

    2) транспортные предприятия;

    3) экспедиционные фирмы;

    4) предприятия оптовой торговли;

    5) посреднические организации.

    2.3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства

    Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии. Логистические функции «разбиваются» по разным службам. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального по­тока, проходящего через предприятие.

    Рис. 3. Так называемое «одеяло», «углы» которого тянут на себя различные

    подразделения фирмы

    Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предпо­лагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять матери­альными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и за­канчивая доставкой покупателю готовой продукции.

    Логистика и маркетинг. Задачи, решаемые на производственном предприятии, службой маркетинга и логистики до 70-х годов были схожие. Однако после развития ло­гистики и маркетинга произошли изменения. До этого логистика была встроена в марке­тинг, а сейчас задачи оптимизации потоковых процессов фирмы изучаются отдельно. К настоящему времени сложилась определенная модель отношений между маркетингом и логистикой в управлении всей хозяйственной деятельностью фирмы:

    1) анализ окружающей среды и рыночное исследование;

    2) анализ потребителей;

    3) планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

    4) планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту.

    Первые две маркетинговые задачи могут решаться без участия логистики, но третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

    Например, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида про­дукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управ­ление запасами и транспортировка.

    Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. А вот выполняются эти требования системой логистики.

    Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации маркетинговых стратегий.

    Логистика в маркетинге изучает только потоковые процессы.

    Маркетинг в рамках формирования и реализации своей программы принимает на се­бя достижение стратегических и тактических целей фирмы, а логистика — оперативное управление (координацию и оптимизацию) всеми потоковыми процессами фирмы.

    Логистика и планирование производства. Производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и опре­деленного качества. Следовательно, служба логистики предприятия должна участвовать в принятии решений о закупке продукции в производство.

    Также, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками, в процессе реализации, и имея ис­черпывающую информацию о рынках сбыта, служба логистики должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

    Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха и пе­ремещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с ло­гистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

    Контроль за уровнем качества является совместной задачей службы логистики и планирования производства.

    Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, связанна с большими расходами. Определяя оптимальные объ­емы запасов, служба логистики будет исходить из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудо­вания. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также склад­скими затратами.

    Финансовая логистика интересует в основном только банкиров и финансистов.

    2.4. Функциональные области логистики и их основные характеристики

    Объектом логистики является сквозной материальный поток, но на отдельных этапах его управление имеет специфику.

    Закупочная логистика — это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами.

    На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции вы­полняет служба снабжения.

    Границы деятельности службы снабжения определяются условиями договора с по­ставщиками и составом функций службы внутри предприятия.

    Главная задача — решить вопрос «Сделать самим, пли купить».

    Производственная логистика — процесс управления внутри предприятия создаю­щего материальные блага или оказывающего услуги.

    Данный вид логистики функционирует внутри одного предприятия. Поток идет в ре­зультате решений, принимаемых руководством предприятия.

    Распределительная логистика — процесс управления материальными потоками в момент реализации готовой продукции.

    Данным видом логистики занимаются как предприятия, так и торгово-посреднические фирмы. Решаются такие вопросы, как: вид упаковки, размер партии; вре­мя, к которому эта партия должна быть изготовлена.

    Транспортная логистика — управление материальным потоком на транспорте.

    Работа, выполняемая транспортом, принадлежащим специальным транспортным ор­ганизациям.

    Работа, выполняемая собственным транспортом.

    Информационная логистика — организация информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистическо­го процесса, находящимися на значительном расстоянии друг от друга.

    Объектом исследования здесь являются: информационные системы, обеспечиваю­щие управления материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии и другие вопросы, связанные с организацией информацион­ных потоков.

    Финансовая логистика — организация максимально эффективного распределения финансовых потоков.

    Применяется в основном в кредитно-финансовых организациях.

    refdb.ru

    КОНЦЕПЦИЯ — Новая философская энциклопедия

    КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio – схватывание) – термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов [КОНЦЕПТ], не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты – устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.

    Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми «общими топосами», признаваемыми участниками диалога. Референциальное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.

    Уже в средневековой философии оппозиция «доктрина – дисциплина», где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая – для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом «Да» и «Нет», что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию – к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В.Гамильтон, Ш.X.Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С.Лэнгер), через метафору (X.Блюменберг) или через систему тропов (X.Уайт). В современном постмодернизме (Ж.Делёз, Ф.Гваттари) философия понимается как «творчество концептов» (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как «нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта» (там же, с. 11), как «фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т.к. их края не сходятся» (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как «архипелаг островов» смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (М.М.Бахтин, В.С.Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с «респонсив-ной феноменологией» (Б.Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К.О.Апель), теория речевых актов (Д.Серль), теория коммуникативного действия (Ю.Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.

    С.С.Неретина, А.П.Огурцов

    Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

    gufo.me

    Концепция система взглядов, то или иное понимание явлений действительности. Влитературе и искусстве это ведущая мысль какого-либо произведения. Естествознание

    Подобный материал:
    • Концепция логистики, ее основные положения Концепция это система взглядов, то или иное, 73.84kb.
    • Концепция (от лат сonception понимание, система) это система взглядов, определённый, 402.46kb.
    • Концепция система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Мен-т это функциональный, 1042.54kb.
    • «использование математического моделирования при расстановке коэффициентов в окислительно, 46.75kb.
    • Комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо, 93.06kb.
    • Концепция (лат conceptio восприятие) система взглядов на определенное явление, способ, 111.08kb.
    • Основной вопрос философии: миф или реальность?, 241.98kb.
    • Темы рефератов (конкретизация тем по усмотрению учителя) Соотношение темы, фабулы, 10.95kb.
    • Конспект это краткое или подробное переработанное автором письменное изложение какой-либо, 43.89kb.
    • Консультация к экзамену, 969.29kb.

    Лекция 1 КСЕ

    Концепт – смысловое значение имени. Например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли.

    Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений действительности. В литературе и искусстве - это ведущая мысль какого-либо произведения.

    Естествознание – совокупность наук о природе.

    ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ.

    Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

    Культура – это все, что создано человеком как бы в дополнение к природному миру, хотя и на основе последнего. Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому непрерывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить, как минимум, на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и оформление. Это причина возникновения двух типов культур – естественно – научного типа культуры и гуманитарного.

    Естественно научный тип культуры занимается изучением природы. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, бесстрастное, равнодушное по отношению к нам. Поэтому изучение явлений природы сводится к столь же бесстрастному расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и проч. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение – главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.

    Что же основное для гуманитарного типа культуры? Во всем, что делает человек, ему нужно отчетливо видеть смысл. ^ Проясняют же смысл бытия человека, общества, Вселенной, а порой и его создают ( просто придумывают) именно гуманитарные области знания.

    Различие между научным и гуманитарным знанием

    Различие основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы)

    Критерий различий Естественные науки гуманитарные науки

    Объект исследования преимущественно изучается объект исследования т.е. природа. То, что изучают естественные науки материально. Центром гуманитарной сферы знания - является сам субъект познания, т.е. человек и общество. Предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер.
    Характер объектов исследования ^ Факты действительности, будучи один раз установлены, сохраняют свое значение раз и навсегда, хотя законы их объясняющие могут быть пересмотрены или скорректированы в связи с новой концепцией их объясняющей пример. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественнонаучного, является нестабильность, быстрая изменчивость объектов изучения.
    Ведущая функция. Истинность в естественных науках объясняется, доказывается с помощью фактов, аксиом, теорий…

    В природе в господствуют определенные причинно- следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана.

    Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных - в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации, или толкования определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей.
    Характер методоло-гии Метод естествознания "генерализирующий" (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает В гуманитарных науках, тоже выводятся общие закономерности, иначе они не были бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать "индивидуализирующим (подчеркивает неповторимость уникальность).

    В гуманитарном знании внимание обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни.

    Влияние ценностей На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние на систему человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. На естественно-научные знания не оказывает влияние личность ученого. Природные явления не зависят от того, какой человек, с какими личностными характеристиками их наблюдает. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связано с ней, чем естественнонаучное знание.

    На гуманитарную деятельность оказывает влияние личность создающая или изучающая эти ценности. Создание культурных ценностей ( кино, книги, картины и т.д.) зависят от личности. И восприятие этих произведений у каждого свое. Каждый по-своему интерпретирует художественные произведения. Но и изучение исторических событий также по-разному преломляется в сознании разных людей. В зависимости от той идеологии и системы ценностей, которую проповедует исследователь истории. Прогнозирование в политике также зависит от того, как воспринимает исследователь действительность

    Взаимоотношение субъекта и объекта исследования Строго разделены Частично совпадают
    Количественно-качественные характеристики Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
    Применение экспериментальных методов Составляет основу метологии затруднено

    Единство и взаимосвязь естественных и гуманитарных культур.

    1. Сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно.

    2. Оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление.

    3. Имеется целый ряд пограничных проблем.

    4. Естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естествознание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные, подтверждающие истинность теории.

    5. С другой стороны гуманитарные науки всё шире используют методы и данные естественных наук.

    ЛЕКЦИЯ 2

    Научные методы. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.

    Метод ( от греческого слова « методос» - путь к чему – либо) означает совокупность приемов, правил и операций практического и теоретического освоения действительности.

    Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять эти знания на практике.

    Правил и приемов познавательной деятельности существует великое множество. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания.

    Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

    Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом этапе осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах.

    Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На этом этапе происходит раскрытие связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающий мир, а идеальные объекты, которые в отличии от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальная точка, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он может полностью контролироваться интеллектуально.

    ^ Общенаучные методы эмпирического познания.

    Наблюдение есть чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира.

    Этот метод позволяет получить первичную информацию об объектах окружающей действительности.

    Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

    1. Целенаправленность (внимание наблюдателя фиксируется только на объектах и явлениях, связанных с решением поставленной задачи).

    2. Планомерность (наблюдение должно вестись строго по плану).

    3. Активность (исследователь должен активно искать и выделять нужные моменты в наблюдаемом явлении).

    По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными, опосредованными и косвенными.

    При непосредственных наблюдениях объекты воспринимаются органами чувств человека. Например, визуальное наблюдение широко применяется в космических исследованиях.

    Опосредованное наблюдение проводится с использованием тех или иных технических средств. Например, изобретение оптического микроскопа, а позднее и электронного микроскопа позволило исследователям наблюдать удивительный мир микрообъектов и микроявлений.

    Косвенные наблюдения это наблюдение не самих изучаемых объектов, а только результатов их воздействия на определенные объекты, доступные наблюдению органами чувств человека. Например, при изучении свойств заряженных частиц с помощью камеры Вильсона эти частицы воспринимаются исследователем косвенно – по таким видимым проявлениям, как образование треков (следов), состоящих из множества капелек жидкости.

    Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объектов исследования.

    Эксперимент – основа естествознания. Эксперимент – способ активного целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях.

    Эксперимент – предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом исследователь может преобразовывать изучаемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов.

    Эксперимент обладает рядом присущих только ему особенностей.

    1. Эксперимент позволяет изучить объект в очищенном виде, т. е. ^ Устранить всякие побочные факторы и наслоения. Это, уже рассмотренный, изолирующий эксперимент.
    2. Во – вторых, объект может ставиться в искусственные экстремальные условия. Например, изучаться под высоким давлением, или низкие температуры, или при огромных напряжённостях электромагнитного поля и т.д. В таких условиях иногда удается обнаружить неожиданные свойства объекта и тем самым понять его сущность глубже.
    3. Экспериментатор может активно вмешиваться в процесс, влиять на его протекание.
    4. Важной достоинством многих экспериментов является их повторяемость и воспроизводимость. Это значит, что эксперимент вместе с соответствующими условиями может быть повторен столько раз сколько надо. Что дает получать достоверные результаты и сократить погрешность измерений.

    ^ В зависимости от характера проблем, решаемых при проведении эксперимента, эксперименты подразделяют на исследовательские и проверочные.

    Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства.

    Например. В 1909 г. существовала модель о строении атома Дж. Томсона. По этой теории атом состоял из положительно заряженной массы, в которую как в пудинг изюм, были вкрапления отрицательно заряженных электронов. Резерфорд в лаборатории Томсона поставил следующий опыт:

    ^ Он бомбардировал альфа - частицами (ядрами атомов гелия) металлическую фольгу. Его прибор был не сложен: Поток альфа - частиц испускался ампулой с радием. Поток проходил через диафрагму, которая выделяла узкий пучок частиц. Этот пучок попадал на экран сернистого цинка, где наблюдались сцинтилляции- т.е. крошечные вспышки при столкновении частиц с экраном. На экране наблюдалось изображение узкой щели . Поставив на пути альфа – частиц фольгу, Резерфорд обнаружил, что вместо изображения щели диафрагмы, на экране появляется размытая полоса, т.е. небольшое количество частиц ( 2%) отклонилось от прямого пути. А часть альфа – частиц и вовсе отскочило в противоположную сторону движения. По тогдашней модели Томсона такое поведение частиц было необъяснимо. Для объяснения такого поведения частиц, Резерфорд предложил планетарную модель атома, которая и доныне считаются господствующей в науке. Практически вся масса атома содержится в центре положительно заряженного ядра. Тяжелые альфа – частицы, пролетая мимо, отклоняются от своего прямолинейного движения. А небольшое количество отраженных частиц возникает в случае редкого столкновения частиц с ядром.

    ^ Проверочный эксперимент предназначен для подтверждения тех или иных теоретических предположений. Например, существование многих элементарных частиц сначала было получено теоретическими расчетами, а затем практически доказано экспериментально.

    Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты подразделяют на качественные и количественные.

    Качественные эксперименты носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление.

    Количественные эксперименты направлены на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.

    Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью технических устройств.

    ****************************

    ^ Общенаучные методы теоретического познания.

     Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

    В ходе построения теории ученые применяют различные способы теоретического мышления. Так, еще Галилей стал широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории. В ходе мысленного эксперимента теоретик как бы проигрывает возможные варианты поведения разработанных им идеализированных объектов. Математический эксперимент - это современная разновидность мысленного эксперимента, при котором возможные последствия варьирования условий в математической модели просчитываются на компьютерах.

    Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.

    Абстрагирование – заключается в мысленном отвлечении от каких-либо менее существенных свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта.

    Переход от чувственного к абстрактному всегда связан с некоторым упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность.

    Например:

    Идеализация – представляет собой мысленное вынесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствие с целью исследования.

    В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании реальные объекты от атомов и молекул при решении задач статической механики, до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг солнца.

    Формализация – особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от реальных объектов и оперировать вместо них специальными символами.

    Ярким примером формализации является математические описания различных объектов, явлений. При этом используемая математическая символика не только позволяет закрепить уже имеющиеся знания, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего познания исследуемых объектов.

    В химии, например, соответствующая химическая символика вместе с правилами оперирования ею явилась одним из вариантов формализованного искусственного языка.

    Индукция – метод познания, который приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.

    Дедукция – есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной медной проволоки. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной , то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод.

    ^ Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания.

    Анализ – разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Аналитическая химия активно применяет это метод познания, выделяя и изучая отдельные химические элементы.

    Синтез – в процессе синтеза производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

    Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе,

    поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которых был уже установлен.

    Моделирование .Здесь изучается не реальный объект, а модель. Данные, полученные при изучении модели, затем с некоторыми поправками переносятся на реальный объект. Моделирование применяется, когда прямое изучение объекта или невозможно, или его изучение связанно с непомерными усилиями и затратами. Простейшим случаем такого эксперимента является изменение размеров. Изучать аэродинамические свойства новых конструкций самолетов или проверять их на прочность в аэродинамической трубе намного дешевле с помощью уменьшенных копий. Необходимо, чтоб оригинал и модель были похожи, были подобны друг другу. Теорию подобия начал создавать Ньютон, но применительно к механическим взаимодействиям и моделям. На современном уровне критерием подобия является общность математических уравнений. Одни и те же уравнения должны описывать как оригинал, так и модель.

    ЛЕКЦИЯ 3

    ^
    Критерий научности

    Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки?     Одним из важных отличительных качеств научного знания является его

    а) Систематизированность. Она является одним из критериев научности.     Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т.д. и т.п.

    б)Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.     Стремление к в) обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.     Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т.п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, подтверждаемость эмпирическими фактами, возможность описывать и предсказывать явления. Другими словами, теория считается научной, если она подтверждена фактами.

    Помимо прочего, к гуманитарному научному знанию обычно предъявляются два требования: оно должно а)позволять понимать изучаемые явления и; б) осуществлять по поводу них ретросказание прошлого и предсказание будущего.

    ЛЕКЦИЯ 4

    ^

    Структурные уровни организации материи

    Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

    Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Все объективно существующее представляет собой различные формы существования материи. Перечислим эти формы:

    Вещество – основной вид материи, обладающий массой.

    Физическое поле – особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и систем.

    Физический вакуум – низшее энергетическое состояние квантового ( волнового) поля.

    Неотъемлемый атрибут материи – движение.

    Атрибут – внутренне присущий, неотделимый признак или свойство.

    Движение материи – любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействия. Это не только механическое перемещение, но и любые изменения свойств, признаков или связей.

    В современной науке при изучении материального мира используется системный подход, т.е. объекты рассматриваются как единое целое, как система.

    Система – совокупность элементов и связи между ними.

    Элемент – означает минимальный, далее неделимый компонент в рамках системы.

    Любая система обладает определенной внутренней структурой.

    Структура – определенное расположение элементов системы и наличие связи между ними.

    Устойчивые связи элементов определяют упорядоченность системы. Существуют два типа связей между элементами системы: по горизонтали и по вертикали.

    ^ Связи по горизонтали – это связи координации между однопорядковыми элементами. Ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменилась другая.

    ^ Связи по вертикали – это связи субординации, т.е. соподчинения элементов. Одни части системы могут уступать другим и подчиняться им.

    Целостность системы означает, что все части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интеграционными свойствами.

    Свойства системы не просто сумма всех свойств ее элементов, а нечто новое присущее только системе в целом. Например: Н2О – молекула воды. Сам по себе водород, входящий в данную систему, горит, а кислород – поддерживает горение. Система же, образованная из этих элементов вызвала к жизни совсем иное свойство: вода гасит огонь.

    Все системы делятся на открытые – связанные с внешней окружающей средой и закрытые в которых отсутствуют связи с внешней средой.

    Закрытой система может быть только теоретически. Реальные природные объекты существуют только при обмене энергией с окружающей средой.

    В естественных науках выделяются два больших класса материальных систем: системы неживой природы и системы живой природы.

    В неживой природе в качестве структурных уровней организации материи выделяют: вакуум, поля, микромир( мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых объектов: элементарные частицы, атомы, молекулы), макромир (мир макрообъектов, размерность которых сопоставима с размерами человека), мегамир ( мир огромных космических масштабов и скоростей: планеты, планетарные системы, звезды и звездные системы, галактики, системы галактик, метагалктики).

    В живой природе к структурным уровням относятся системы доклеточного уровня( нуклеиновые кислоты и белки), клетки ( представленные как одноклеточные организмы и элементарных единиц живого вещества),

    многоклеточные организмы растительного и животного мира, надорганиз-менные структуры ( виды, популяции, биоценозы), биосфера ( вся масса живого вещества).

    В природе все взаимосвязано и поэтому можно выделить такие системы, которые включают элементы как живой, так и не живой природы – биогеоцинозы.

    geum.ru

    Система взглядов, основанная на принципах

    ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 26Следующая ⇒

    В основе этики характера лежит аксиома о существовании ПРИНЦИПОВ, от которых зависит успех нашей деятельности. Они выполняют роль естественных законов в гуманитарной сфере и так же объективны, бесспорны и незыблемы, как закон всемирного тяготения в физике.

    Объективный характер и роль этих принципов могут быть продемонстрированы на примере одного эпизода, приведенного Франком Кохом в «Трудах Военно-морского общества».

    «Два линкора, приписанных к учебной эскадре, выйдя на маневры, были застигнуты штормом и провели несколько дней в открытом море. Я служил на головном корабле и с наступлением темноты нес вахту на мостике. Из-за клочьев тумана видимость была препаршивой, так что капитан не уходил с мостика, лично руководя нашей деятельностью.

    Вскоре после наступления сумерек дозорный доложил:

    — Справа по курсу корабля огонь.

    — Неподвижный или смещающийся к корме?

    — Неподвижный, сэр, — ответил дозорный, что означало: ситуация чревата столкновением.

    Капитан крикнул сигнальщику:

    — Передайте: «Есть опасность столкновения. Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов».

    Последовал ответ: «Рекомендую вам изменить курс на двадцать градусов».

    Капитан приказал передать: «Я — капитан. Требую изменения курса на двадцать градусов».

    Ответ был: «Я — моряк второго класса. Смените курс на двадцать градусов».

    Капитан весь кипел от возмущения.

    — Передайте, — он словно выплевывал слова: — «Я — линкор. Требую смены курса на двадцать градусов»!

    В ответ просигналили: «Я — маяк».

    Мы сменили курс».

     

    * * *

     

    В приведенном случае видно, как ограниченное, шаблонное восприятие не позволяет правильно оценить обстановку. В повседневной жизни подобная ситуация представляет ничуть не меньшую угрозу.

    Принципы — те же маяки, естественные законы, которые непозволительно нарушать. Как сказал Сесил де Милль в своем эпохальном фильме «Десять заповедей»: «Мы не в силах сокрушить закон; все, что мы можем, это рухнуть при столкновении с ним».

    Люди смотрят на жизнь и взаимоотношения с окружающими сквозь призму своих представлений, или карт, составленных на основании их жизненного опыта. Как уже отмечалось, карта — не сама местность, а лишь попытка ее описать, то есть субъективная реальность.

    Что же касается объективной реальности, или местности, то она сплошь утыкана «маяками», ограничителями, принципами, лежащими в основе развития и процветания личности. Эти принципы — естественные законы, мириадами нитей вплетенные историей в ткань общества; они — корни человеческого опыта, вобравшего в себя опыт каждого рода, любого общественного установления, выдержавшего проверку временем. Степень точности мысленной карты никак не влияет на саму местность.

    Объективный характер принципов, или естественных законов, становится очевидным для всякого, кто глубоко мыслит и изучает циклы исторического развития общества. Эти принципы то и дело напоминают о себе; степень их осознания людьми и умения жить в согласии с ними ведет либо к жизнестойкости и стабильности, либо к упадку и краху.

    Принципы, о которых идет речь, ни в коей мере не являются эзотерическими, то есть понятными лишь посвященным, и не имеют ничего общего с мистикой либо религиозными догмами. В этой книге вы не встретите ни одного положения, которое подходило бы только какому-то одному вероисповеданию, включая то, к которому принадлежу я сам. Эти принципы входят как составная часть в любую широко распространенную религию, равно как и во всякую жизнеспособную общественную теорию или этическую систему. Они самоочевидны и универсальны, являются необходимым условием человеческого существования, частью морали, изначально присутствуют в сознании всех людей, независимо от социальной принадлежности или готовности соблюдать эти принципы. Они существуют даже тогда, когда погребены под тяжестью ненормальных условий жизни.

    Возьмем, к примеру, принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, из которого произросла концепция права. Даже маленькие дети от природы наделены чувством справедливости, несмотря на то, что личный опыт подчас дает примеры противоположного толка. Конечно, существуют серьезные расхождения в трактовке и способах достижения справедливости, но сама идея признается практически всеми — можно сказать, «носится в воздухе».

    Вот еще примеры: ЧЕСТНОСТЬ и ПОСТОЯНСТВО. На этих двух китах держится ДОВЕРИЕ, без которого невозможно деловое сотрудничество, равно как и любые, рассчитанные на долгую перспективу, связи между людьми.

    Далее идет ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, основа основ Декларации Независимости Соединенных Штатов Америки.: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью».

    Следующий принцип — ДОЛГ — сопряжен с потребностью внести свой вклад в дело свободного и счастливого развития человечества. С ним тесно связано понятие ДОБРОДЕТЕЛИ.

    Не забудем и о принципе ПОТЕНЦИАЛА. В момент появления на свет каждый находится в эмбриональном состоянии и мало-помалу раскрывает свой потенциал, обнаруживает все новые таланты. С этим тесно связаны такие понятия, как СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ и ПРОГРЕСС — процесс реализации потенциала, самовыражения и самоутверждения личности, в свою очередь требующий ТЕРПЕНИЯ, ЗАБОТЫ и ПООЩРЕНИЯ.

    Принципы следует отличать от ПРАВИЛ. Правила действуют по отношению к какой-нибудь конкретной сфере деятельности. Что годится в одном случае, не годится в другом, похожем — это могут подтвердить родители, пытавшиеся воспитывать второго ребенка в точности как первого.

    В отличие от ситуационно обусловленных правил, принципы существуют как коренные, фундаментальные истины, имеющие универсальное применение. Они одинаково подходят отдельно взятой личности и супружеской паре, семье, частному предприятию или общественной организации. Будучи полностью усвоенными, то есть преобразованными в НАВЫКИ, принципы могут послужить основой для выработки правил.

    Принципы — ограничители, помогающие нам соотносить свое поведение с непреходящими ценностями. Они фундаментальны и неоспоримы, потому что самоочевидны. Простейший способ убедиться в их правильности — даже не попробовать, а только представить себе попытку существовать, претворяя в жизнь их антиподы. Сомневаюсь, чтобы кто-либо всерьез считал несправедливость, ложь, подлость, тунеядство, бездарность или порок прочным фундаментом для счастья и успеха. Можно спорить о терминологических тонкостях, способах проявления и осуществления отдельных принципов, но в глубине души никто не сомневается в их существовании.

    Чем точнее наши карты, или представления о мире, совпадают с верными принципами, тем они надежнее. Точные карты значат для личного и коллективного успеха неизмеримо больше, чем любые усилия, направленные на перемены в отношении к проблеме и поведении.

    mykonspekts.ru