"Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание "Педагогической поэмы" Макаренко. Воспитательная система макаренко краткое содержание


"Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание "Педагогической поэмы" Макаренко

«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, - одна из «жемчужин» советской литературы. События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в педагогической системе Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, как и сам роман, состоит из 3-х частей и 15-ти глав (включая эпилог). При этом поэма была создана фактически «по горячим следам», непосредственно в процессе жизнедеятельности колонии.

«Педагогическая поэма» Макаренко: краткое содержание по главам

В содержании романа можно выделить несколько ключевых моментов: основание колонии, появление первых колонистов и первых проблем, «переломный» момент в поведении воспитанников, формирование коллектива, общественное взаимодействие.

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). "Педагогическая поэма" начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды ситуация резко изменилась. Когда в ходе очередного препирательства Макаренко не сдержался и ударил одного из колонистов на глазах остальных, воспитанники вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Впервые они отправились рубить дрова, добросовестно выполнив свою работу до конца. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! – сказал в конце Макаренко «пострадавший» колонист. – Будет все хорошо. Мы понимаем». Так было положено начало коллективу колонистов.

Правила в колонии

Постепенно заведующему удается организовать определенную дисциплину в колонии. «Малина» отменяется. Отныне все должны убирать свои постели, в спальнях назначаются дежурство. Уходить без спроса из колонии запрещается. Нарушителей обратно не пускают. Также все воспитанники в обязательном порядке должны посещать школу.

Отдельно представлена проблема воровства в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание, приведенное ниже, только подчеркивает это. Коллектив воспитанников к тому времени насчитывал уже около тридцати человек. Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят. Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест. После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

В свою очередь, все больше крепнет дружба колонистов внутри коллектива. Активно применяется принцип «один за всех и все за одного».

Новоселье

Есть место и историческим фактам в сочинении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание произведения не могло упустить этот момент: в 1923 году колония переезжает в заброшенное имение Трепке. Здесь колонистам удается реализовать свою мечту о сельском хозяйстве. Вообще, отношение воспитанников к колонии уже совсем не похоже на то, что было вначале. Все ребята по праву считают ее своим домом, каждый вносит свой собственный вклад в устройство быта и коллективные отношения. В ведомстве колонии появляется кузнец, столяр и др. Ребята постепенно начинают осваивать рабочие специальности.

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким.

В 1926-м году ребята переезжают в Куряж, чтобы организовать жизнь в местной колонии, которая находится в плачевном состоянии. Не сразу местные воспитанники принимают горьковцев. С трудом удается вывести их на собрание. Первое время никто из куряжских колонистов не хочет работать – все работы приходится выполнять подчиненным Макаренко. Нередко возникают драки, для разбирательства даже приезжает следственная комиссия. Параллельно усиливается контроль со стороны начальства за деятельностью Макаренко. Его педагогические идеи и методы находят не только сторонников, но и противников, в связи с этим увеличивается давление на педагога. Тем не менее общими силами Макаренко и горьковцев постепенно удается наладить жизнь куряжских колонистов и организовать настоящий полноценный коллектив. Апогеем в жизни колонии становится посещение ее Максимом Горьким.

Заключение

В результате давления Макаренко пришлось оставить колонию. На протяжении семи лет Антон Семенович руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского. Несмотря на множественную критику, вклад Макаренко в воспитание детского коллектива высоко оценивается современной педагогикой. Система Макаренко имела своих последователей, в том числе, среди бывших воспитанников колонии. «Педагогическая поэма» Макаренко - это образец огромного, тяжелого, но при этом невероятно значимого, великого труда педагога, граничащего с подвигом.

Результатом работы, как мы видим из произведения "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание это подчеркивает), стало перевоспитание более 3000 колонистов, ставших полноценными гражданами советского общества. Специфика воспитательной работы отражена в ряде литературных произведений Макаренко. «Педагогическая поэма» кратко описывает основные принципы его воспитательной деятельности на практике.

fb.ru

Воспитательная система А.С. Макаренко — контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Труд как основное средство воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко. 6

1.1. Социально-педагогические  взгляды А.С.Макаренко  на труд детей. 6

1.2. Роль трудового  обучения и воспитания  в формировании  личности гражданина–  труженика. 8

Глава II. Реализация идей трудового  воспитания А.С.Макаренко  на современном этапе. 12

2.1.Теория  и практика использования  идей А.С.Макаренко  о трудовом воспитании  в общеобразовательной  школе. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21 

 

    В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется  проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудового воспитания и обучения непосредственное овладение  трудовыми умениями и навыками.

    Трудовому воспитанию молодого поколения уделяли  и уделяют внимание многие представители  прогрессивной педагогики. Связь  трудового воспитания с социальными  условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической семьи А.С.Макаренко, которая вся  на основе формирования личности в  организованном общественно значимом труде. Целенаправленной трудовой деятельности как одному из важнейших факторов для воспитания характера человека он придавал огромное значение.

    В современных условиях значительно  возросла потребность в знаниях  психологических основ трудового воспитания. Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности, умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерности формирования его личности.

    Труд  является фундаментом воспитания у  каждого народа. На возможности трудового  воспитания подрастающего поколения  обращают внимание в своих трудах якутские педагоги Чиряев К.С., Данилов  Д.А.. Семенова А.Д., Саввинов Т.Т., Неустроев  Н.Д. и другие. Отношения человека с обществом, природой, с другими  людьми осуществляется через труд. Главная забота народного воспитания – трудолюбие, любовь к людям  труда. Трудолюбие считается мерилом  ценности личности.

    Современная школа должна растить, обучать и  воспитывать подрастающее поколение  с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут  жить, и работать в новом веке. Создаются новые возможности  для дальнейшего роста производительности труда во всех сферах материального  и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциал общества, всестороннее и гармонически воспитывается  современный человек.

    Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Ослабление роли семьи, различные формы инициативы к предпринимательству приводят к утрате таких общественных ценностей как интерес к учебе и к труду. В подростковой среде резко растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Это весьма тревожные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

    Опыт  человечества показывает, что нравственные нормы не изобретаются, не создаются  намеренно, по указке – они возникают  из повседневной жизни.

    Наибольшую  ценность для села представляет образованный человек, у которого есть отзывчивость, энергия, воля, потребность к творческому труду; ему присущи активность, умение вдумываться, оценивать и понимать ситуацию. Необходимо усилие школы и местных администраций в восстановлении семейных традиций, возрождении самобытной якутской семьи. Ценности детей, их интересы, жизненные планы, отношения с людьми во многом зависят от мира семьи, от ее духовно– нравственной ценностей.

    Во-первых, мы должны воспитывать в ребенке  “почтение к минувшему”, поскольку личность вырастает на “плечах предыдущих поколений”.

    Во-вторых, растить будущего хозяина, сформировать у детей потребность заполнять  свободное время активной деятельностью, трудом, гуманным и уважительным отношением к людям. Переориентация человека от иждивенчества, потребительского отношения к жизни на формирование умений самому строить свою жизнь, обеспечивать благополучие своей семьи, своего села.

    Выдвинутая  первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым идея “О формировании философии развития села через экономику  семейной жизни” нашла своевременную  и всемерную поддержку. В этом деле активными помощниками, в первую очередь, являлись семья, население, руководители, органы власти.

    Трудовая  семья – это двигатель нашего общества. Стержнем семейного воспитания на селе, являются традиции народной педагогики – педагогика свободы и любви, формирование бережного отношения к труду, родной культуре, языку, природе.

    С этой точки зрения школа является центром образовательно– воспитательной работы на селе. Она готовит кадры  для сельского хозяйства, приобщает  своих школьников к труду.

    Исходя  из этого, предметом особой заботы являются сельские школы. Сельская школа, в первую очередь, должна дать углубленное изучение предметов по профилю, во-вторых, обеспечить профориентационную направленность, в-третьих, школы совместно семьями на основе усовершенствованной многими поколениями  народной педагогики должны воспитать  граждан – патриотов с высоким  человеческим достоинством.

    Наиболее  благоприятное условие для активного  проявления человеком качеств личности предоставляет труд.

    Правильно организованное участие детей в  трудовой деятельности является ведущим  фактором всестороннего развития и  воспитания подрастающего поколения.

    Трудовая  деятельность развивает интерес  к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играет важную роль для выбора профессии.

    Трудовая  деятельность дает возможность детям  познать окружающий мир в действительности, дает возможность применять теоретические  знания, полученные на уроках и практических занятиях.

    Труд  оказывает положительное влияние  на формирование положительных качеств  личности, на развитие умственных способностей человека, на развитие и совершенствование  творческой активности, в процессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения и навыки.

    Сельская  школа, ее учителя призваны выполнить  свою главную задачу – подготовить психологически и практически каждого юношу и девушку к труду, воспитывать беззаветную любовь к работе на родной земле. Стремление встать в ряды тружеников сельского хозяйства и продолжать дело старших поколений.

    Воспитание  трудом сельских школьников будет эффективным, если:

  • Обеспечивается единство учебной и внеклассной воспитательной работы с учащимися;
  • Обновляются содержание и формы трудового воспитания школьников на уровне современных требований;
  • Осуществляется тесная связь учебно-воспитательной работы с жизнью села и сельскохозяйственным производством, с общественностью и семьей.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. теоретически и практически обосновать те или иные инновационные процессы и положительный опыт в деятельности сельских школ;
  2. показать специфику содержания и форм трудового воспитания школьников в условиях села;
  3. дать историко-педагогическую характеристику творческого применения идей А.С.Макаренко по трудовому воспитанию на современном этапе.

    Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дается историко-педагогическая характеристика идей А.С.Макаренко  по трудовому воспитанию с точки  зрения современных достижений педагогической теории и практики; на основе передового опыта творчески работающих сельских школ актуализируется его педагогические идеи на новом качественном уровне.

    Методологической  основой исследования являются труды  классиков отечественной педагогики Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., работы современных педагогов и психологов по теме исследования (Иващенко Ф.И., Чернышенко И.Д., Зарецкой И.И., Варнаковой Е.Д., Павловой Н.П. и др.)

 

    Есть  в истории науки имена, которые  как веки отмечают переход научного знания в качественно новое состояние. Великие труженики науки аккумулируют достижения своих предшественников и могучим порывом творческой мысли приближаются к истинному  видению предмета, вскрывая существенные связи явлений в их развитии. Тем  самым одновременно творят они и  новый метод научного знания, сокращая и облегчая путь своим последователям. К числу подлинных первопроходцев науки принадлежит и Антон  Семенович Макаренко. Его научное  творчество неотделимо от революционного процесса созидания социалистической педагогики, а его педагогический опыт мы по праву называем плотью от плоти опыта лучших борцов на новую, единую трудовую политехническую школу.

    Сейчас, когда понятие “трудовой коллектив” освящено законом и прочно вошло в обиход, многое нам кажется здесь простым и очевидным. Но не будем забывать: для А.С.Макаренко все открывалось, – а лучше сказать открыто им – в 20-30-е гг.

    Труд  называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального, физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую им хочется побыстрее “отбыть”, чтобы осталось больше времени на более интересные дела. Труд становится основой гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в звонкой фразе, а в душе – это одно из важнейших правил трудового воспитания. Чувство гражданской значимости труда – это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших секретов воспитания – суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное начало труда.

    Единство  труда и воспитания достигается  тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту, утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание красоты труда – это целая область воспитания, которая тоже относится, к сожалению, к педагогической целине.

    Издавна в народе говорили: “Ради хорошего праздника надо много работать”. Значит, итог, результат труда –  выполненные вещь, предмет и т.п. – приносил и приносит людям радость. С учетом этих особенностей становления  и формирования личности в новых социальных условиях и была создана А.С.Макаренко теория трудового и идейно– эстетического воспитания. Выдающийся советский педагог увидел в стремлении к завтрашней радости могучий стимул развития социальной активности и построил на этом эффективную воспитательную систему.

    Значительное  место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С.Макаренко  занимал производительный труд детей.

    “Труд, – писал А.С.Макаренко, – без  идущего рядом образования, без  идущего рядом политического  и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается  нейтральным процессом. Вы моете  заставить человека трудиться сколько  угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать политически  нравственно, если он не будет участвовать  в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, е дающим положительного результата.

student.zoomru.ru

Педагогическая деятельность и воспитательная система А. С. Макаренко

 

Биографическая справка • Ключевая идея педагогики – воспитание в коллективе • Позиция педагога-воспитателя в работе с детьми

 

Антон Семенович Макаренко родился в 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии, в рабочей семье.

В 1905 г., после окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем, А. С. Макаренко был назначен учителем Крюковского железнодорожного училища.

В 1911 г. учительская деятельность А. С. Макаренко в Крюкове была прервана в результате столкновения со школьным начальством. А. С. Макаренко переместили в глухую железнодорожную станцию Долинская учителем железнодорожного начального училища.

В 1914 г. А. С. Макаренко удалось осуществить свои планы, он поступил в Полтавский Учительский институт, готовивший преподавателей для высших начальных училищ. В этом институте царила весьма демократичная атмосфера, были сильны традиции К. Д. Ушинского. Сам А. С. Макаренко отмечает огромную роль, которую сыграл этот институт в формировании его как педагога.

В 1917 г. А. С. Макаренко окончил институт с золотой медалью и был назначен на должность инспектора железнодорожного высшего начального училища в Крюкове, где в 1905 г. он начинал впервые свою учительскую деятельность.

С августа 1919 г. А. С. Макаренко в Полтаве заведовал 2-м городским начальным училищем, 10-й трудовой школой, проводил большую общественную работу среди учителей, организовал внешкольные учреждения для учащихся. В 1920 г. он был назначен заведующим колонией для несовершеннолетних правонарушителей, впоследствии получившей имя А. М. Горького. Работа А. С. Макаренко в колонии положила начало его смелого новаторства в области теории и практики педагогики. Опыт, накопленный в колонии, был продолжен и углублен в коммуне имени Дзержинского, созданной в 1927 г. в городе Харькове. Под его руководством коммуна стала образцовым учебно-воспитательным учреждением, каким до этого была колония имени А. М. Горького.

Работая в колонии и коммуне, А.С. Макаренко занимался литературно-художественной публицистической деятельностью. В 1932 г. вышла его книга «Марш 30-го года», в 1933 г. – первая часть «Педагогической поэмы».

В 1935 г. А. С. Макаренко был назначен на должность помощника начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины в Киеве.

Будучи общепризнанным писателем, А. С. Макаренко оставался и педагогом. Он не порывал связей ни с педагогической теорией, ни с педагогической практикой.

«Я не переменил профессии, я только сменил род оружия». Он писал в это время о колонии и коммуне, о педагогике и педагогах, о родителях и детях, о воспитании детей в школе и семье. Только в 1937–1938 гг. он написал около 60 работ, в том числе такие, как «Книга для родителей» и «Флаги на башнях».

Нелегким был путь А. С. Макаренко и как педагога и как писателя. Много трудностей, неудач встречалось на его пути. Но он не отступал перед ними, не впадал в уныние, глубоко верил в свое дело и добился замечательных успехов.

1 апреля 1939 г. А. С. Макаренко скоропостижно скончался. Остались незавершенными многие его замыслы и планы.

А. С. Макаренко принял идеалы октябрьской революции и с готовностью включился в педагогическую деятельность. Возглавляя сначала Трудовую колонию имени А. М. Горького, позже коммуну имени Ф. Э. Дзержинского, А. С. Макаренко создал новую концепцию воспитания. Базой практической деятельности по перевоспитанию трудных подростков явилось включение их в самостоятельную трудовую деятельность, результаты которой обеспечивали самостоятельность жизни детей и взрослых. Это были общественно-значимые дела в колонии и работа на заводах электросверл и фотоаппаратов ФЭД в коммуне. Дети учились в средней школе, овладевали профессией на курсах, в техникуме, в лаборатории завода. Большое внимание уделялось клубной работе, экскурсиям, летним походам и др. Ключевая воспитательная идея воплощалась в разносторонней многоплановой жизнедеятельности разновозрастного коллектива, внутреннюю сторону которой составлял четкий и целенаправленный педагогический процесс. Главным действующим субъектом этого процесса был коллектив, обеспечивший педагогику индивидуально-параллельного действия в коллективе. Характерной особенностью воспитательного процесса, его целью явилось формирование типа личности, готовой к «борьбе и преодолению», к активной жизни.

Рассмотрим лишь некоторые педагогические выводы и размышления А. С. Макаренко, отдельные стороны жизни созданного им коллектива.

Итак, цель воспитания – воспитание человека с гражданской направленностью, человека общественника, коллективиста.

• Воспитание осуществляется в коллективной деятельности, в которой формируется личный опыт поведения каждого.

• Эта коллективная детская деятельность должна как можно полнее отражать жизнь общества, быть частью этой большой жизни.

Коллективная деятельность будет иметь большое воспитательное значение, если она вырастает из потребностей жизни данного коллектива (а не из педагогических соображений – в отрыве от жизни).

Коллективная деятельность должна быть так организована, чтобы дети чувствовали себя хозяевами и организаторами своей жизни. Воспитанник находится в позиции объекта и субъекта воспитания. Для ребенка сегодняшняя жизнь со всеми ее радостями и огорчениями будет особенно значима, если он займет активную позицию в ней. Поэтому А. С. Макаренко продумывал организацию жизни колонии так, чтобы она в первую очередь выступала как творчество самого детского коллектива. (А. С. Макаренко не нанимал сторожей для охраны имущества колонии, несмотря на систематические кражи. Почему? «Вы хозяева, вы сами должны сторожить», – говорил он колонистам.)

В этих условиях иным должно быть и место воспитателя. Педагогическая поза не должна быть заметна воспитаннику даже в самой малой степени. Способствуя движению коллектива, его развитию, воспитатель тем самым разрешает и стоящие перед ним воспитательные задачи.

В коллективной трудовой деятельности, имеющей свою логику, целенаправленный характер, дети приобретают нравственно ценный социальный опыт поведения и отношений. Анализируя воспитательные возможности организации трудовой деятельности, А. С. Макаренко отмечал, что труд нейтрален в развитии личности, если он не отвечает двум условиям: хорошая организация и социальная мотивированность. Имеются в виду нравственно ценные мотивы личной и коллективной ответственности, трудовой дисциплины, взаимного уважения, внутренней свободы и удовлетворенности.

Ключевая идея воспитания по А. С. Макаренко – «Воспитание в коллективе, для коллектива, через коллектив».

Коллектив – это социальный живой организм, в котором дети объединены общей целью, общим трудом и общей организацией труда. Коллектив имеет свои органы управления, свою структуру, полномочия, ответственность.

На первых шагах организации коллектива трудовая деятельность должна соответствовать интересам ребят и приводить к быстрым и реально ощутимым результатам. Так, для создания первичного коллектива А. С. Макаренко организовал охрану государственного леса. Эта работа нравилась детям и воспринималась ими как общественная деятельность. У А. С. Макаренко в колонии и коммуне каждая задача, поставленная перед коллективом, звучала как острая политическая задача (работа на заводе, организация ликбеза, создание на селе библиотеки, участие в собраниях и т.д.).

Выдвигая деятельность, как основное средство для организации коллектива, А. С. Макаренко доказал, что нужна целая система дел.

Коллектив не должен останавливаться в своем развитии. Остановка в движении – смерть для коллектива. Особенно ясно почувствовал это А. С. Макаренко перед завоеванием Куряжа. В 1926 г. колония им. Горького, разрешив все свои хозяйственные вопросы, вдруг оказалась лишенной той цели, которая объединяла усилия уже слаженного дружного коллектива. Самоубийство Чобота, превалирование личной жизни у части колонистов показало А. С. Макаренко, что остановка ведет к распаду. И это чувствовал не только А. С. Макаренко, это чувствовали и колонисты.

Переезд в Куряж не только возродил, но и чрезвычайно усилил напряжение общей коллективной воли. А. С. Макаренко писал: «Я счастлив, что мой коллектив всегда имел перед собой ясно поставленные трудные цели и шел к ним, а не просто передвигался в пространстве».

Обобщая опыт работы, А. С. Макаренко намечает стадии развития коллектива:

I стадия. Руководитель предъявляет требования к еще неорганизованной группе детей. Эти требования просты, логичны. В выполнении этих требований появляются ростки коллектива.

«В самом начале организации коллектива, – говорит А. С. Макаренко, – я не требовал от воспитанников, чтобы они не воровали; это требование можно предъявить более зрелому коллективу, но зато предъявлял неукоснительно требование, чтобы они выходили все на работу. Необходимость в этом чувствовал и понимал каждый».

Данная стадия самая напряженная для руководителя. А. С. Макаренко рекомендует не задерживаться на ней.

II стадия. Руководителя начинает поддерживать группа воспитанников, принимает его требования и активно помогает их реализовать. Вокруг руководителя начинает сплачиваться актив, как главная реально-действенная сила коллектива.

III стадия. Активную позицию в коллективе постепенно занимает каждый его член. Совместная деятельность, ориентация на успех, традиции, перспективы движения делают коллектив единым организмом.

Достичь такой стадии в развитии коллектива большое счастье. На этой стадии особенно сильно проявляется его красота.

IV стадия. Воспитание коллектива срастается с самовоспитанием, когда каждый воспитанник предъявляет повышенные требования к самому себе, к своему будущему, строит жизненные планы, дорожит нравственными идеалами и ценностями.

Естественно, что логика развития коллектива гораздо сложнее охарактеризованной выше, но вместе с тем, общая тенденция и качественная оценка роста коллектива на базе конкретного реального опыта придает всей системе воспитательной работы целенаправленный характер, позволяет фиксировать результативность воспитательного процесса по определенным параметрам.

Процесс развития коллектива – это постоянное движение вперед в соответствии с четко определенными целями – перспективными линиями (близкие перспективы – завтрашняя радость; средняя и дальняя перспективы). Достижение целей – рождает новые перспективы.

Заслуживает внимания не только внутренняя, но и внешняя сторона жизни воспитанников. И здесь мастерство А. С. Макаренко проявлялось в полной мере. Все члены коллектива делились на воспитанников и колонистов. К званию колониста представлял первичный коллектив – отряд. Оно присуждалось на общем собрании.

В результате длительной работы А. С. Макаренко пришел к выводу, что легче будет сделать первичный отряд частью общего коллектива, если в него будут входить школьники разных классов, члены разных производственных бригад. То есть был создан разновозрастной первичный коллектив. Воспитание через коллектив имело педагогический эффект: одновременно воспитывался и коллектив и личность. Параллельное воздействие – главный принцип и метод воспитания в коллективе. Методику параллельного воздействия на личность А. С. Макаренко пропагандировал как основной метод воспитания личности.

Численность первичного коллектива: от 7 до 15 человек. В командиры вначале выбирался наиболее волевой мальчик, умеющий держать всех в руках. «В последние годы, – пишет А. С. Макаренко, – я достиг такого счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначить старшим».

Помогла А. С. Макаренко в этом организация сводных отрядов. Сводный отряд создавался обычно для выполнения какой-либо краткосрочной работы, после выполнения задания сводный отряд распадался. Командиром выступал рядовой член коллектива, командир постоянного отряда выступал рядовым членом. Таким образом, А. С. Макаренко упражнял всех в умении руководить и подчиняться.

Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников. Интересна была инструментовка общего собрания: призывной сигнал горна, команда А. С. Макаренко: «Под знамя, встать!», марш знамени. Собрание открывал дежурный командир. Президиум не выбирался. На столе – песочные часы. Выступление длилось всего 2–3 минуты. В течение 20–30 минут решались сложнейшие вопросы. Такое проведение собрания было традицией.

Совет командиров – центральный орган самоуправления организовывал всю текущую работу в коллективе. В него входили все командиры, руководители комиссий, помощник по учебно-воспитательной работе, врач, заведующий школой.

А. С. Макаренко считал, что такой состав удобен для работы. Такой состав (актив) совета командиров позволяет: 1) представлять интересы всех первичных коллективов; 2) быстро решать вопросы, касающиеся первичных коллективов; 3) оперативно доводить до исполнителей; 4) командирам чувствовать себя уполномоченными своих отрядов; 5) совету быть компетентным по всем отраслям производства.

Совет командиров был оперативным органом. Без него Макаренко ничего в хозяйстве не предпринимал. Через этот орган ребята чувствовали себя хозяевами коллектива.

Большое место в жизни коллектива занимали санитарная и хозяйственная комиссии, которые выбирались на общем собрании.

Большую роль играл дежурный командир. Он назначался на один день, имел большие права. С ним никто не имел права спорить, разговаривать сидя, рапорт дежурного командира никогда не проверялся. Беспрекословно подчиняясь ему, колонисты упражнялись в умении подчиняться интересам коллектива.

За комсомолом у А. С. Макаренко оставалось общее руководство органами самоуправления, осуществление политического руководства коллективом.

Отношения в коллективе носили характер отношений ответственной зависимости:

личные интересы согласовывались с интересами первичного и общего коллектива;

в то же время, это были дружественные отношения;

коллектив украшало чувство ответственности, собственного достоинства, гордости. Никто у А. С. Макаренко не жаловался первому случайному посетителю коммуны на непорядки. Для этого было общее собрание и совет командиров;

сложилась ситуация защищенности каждого члена коллектива. Самый слабый прекрасно сознавал, что он защищен всеми членами коллектива от лишений, самодурства и издевательства.

Когда стройная колония горьковцев появилась в Куряже, куряжане быстро почувствовали, что здесь нельзя тронуть даже самого маленького. А самый маленький по фамилии Синенький гордо шел впереди всех, как путешествующий принц.

Вместе с тем всячески культивировались привычка торможения, способность умерять свои действия, желания. У А. С. Макаренко в коллективе было до 600 подростков, но никогда не наблюдалось беспорядочной беготни, ссор, небрежного обращения друг к другу. Подростки учились ориентироваться в окружающей среде, осознавать свое место в коллективе и действовать адекватно ситуации. Поддерживался мажорный тон, эмоциональная приподнятость, смех, шутка – все то, что присуще детскому коллективу. Такой тон создавался радостными перспективами.

Труд и игра пронизывали всю жизнь коллектива. Мажор укреплялся и вниманием к эстетической стороне коллектива. Разведение цветов, чистота в помещениях, сверкающие паркетные полы, белые скатерти... Чистейшим носовым платком представитель санитарной комиссии проверял качество уборки.

Был у коммунаров и духовой оркестр. Большой вкус проявлял A. С. Макаренко в выборе форменной одежды: парадный костюм у мальчиков – расшитая тюбетейка, суконный костюм с отложным пикейным воротничком; у девочек – темная в складку юбка, белая блузка с нашитым вензелем коммуны на рукаве, тапочки -все это придавало строю дзержинцев необычную красоту и выразительность.

Но А. С. Макаренко не только внешне украшал коллектив и тем воспитывал эстетический вкус воспитанников, он прививал детям любовь к искусству: литературе, театру, музыке, живописи. Еще в колонии имени А. М. Горького по вечерам читали А. М. Горького, B. Г. Короленко, Н. В. Гоголя и др.

В колонии поддерживались традиции праздников: первого снопа, дня рождения А. М. Горького. У каждого праздника был свой ритуал, своя разработанная программа, которая бережно хранилась и повторялась из года в год.

А. С. Макаренко заботился о педагогическом коллективе, учителе-воспитателе. В педагогическом деле должна быть ставка на педагогический коллектив. Макаренко не поддерживал учителей-одиночек, которые действуют «от себя лично», не чувствуют своей принадлежности к педагогическому коллективу.

Каждый воспитатель должен знать цель воспитания и выступать от имени педагогического коллектива.

Соприкасаясь с личностью, он разрешает вместе с нею задачи, стоящие перед коллективом.

Педагогическая поза воспитателя остается в тени, он принимает участие в трудовой жизни воспитанников, переживая их успехи и неудачи.

По А. С. Макаренко, работа воспитателя – это, прежде всего, работа организатора. Он считал, что к воспитательной работе будущего педагога нужно готовить, в педагогических вузах необходимо преподавать педагогическую технику и педагогическое мастерство, учить владению голосом, жестом, мимикой, позой, выражению чувств: гнева и обиды, и восторга.

Педагогическое мастерство приобретается. Макаренко писал, что не чувствовал у себя никаких педагогических талантов, но когда стал учителем, то поставил перед собой цель – сделаться мастером этого дела. Он стал считать себя мастером с тех пор, когда научился фразу «Иди сюда» произносить двадцатью интонациями.

Педагогические идеи и опыт А. С. Макаренко не потеряли актуальности и в наши дни. Его воспитательная система, основанная на коллективных началах, ни в коей мере не противоречит развитию личностных начал в воспитанниках, более того культивирует такие качества личности, как самостоятельность, принципиальность, чувство ответственности и инициативность.

В одном из писем бывшему коммунару в ответ на его вопрос о смысле человеческой жизни А. С. Макаренко пишет: «Я люблю жизнь такую, какая она есть. Она прекрасна именно потому, что непрактична, не рассчитана по эгоизму, что в ней есть борьба и опасности, есть страдания и мысль, какая-то гордость и независимость от природы... Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и с собственной природой... Так люди жили всегда и так всегда будут жить. Они только больше и больше учатся находить радости жизни в коллективе, радоваться не личным победам, а победам человечества, в этом и состоит настоящий смысл социализма» [55*, с. 220].

А. С. Макаренко

 

megalektsii.ru

"Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание "Педагогической поэмы" Макаренко

«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, - одна из «жемчужин» советской литературы. События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в педагогической системе Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, как и сам роман, состоит из 3-х частей и 15-ти глав (включая эпилог). При этом поэма была создана фактически «по горячим следам», непосредственно в процессе жизнедеятельности колонии.

«Педагогическая поэма» Макаренко: краткое содержание по главам

В содержании романа можно выделить несколько ключевых моментов: основание колонии, появление первых колонистов и первых проблем, «переломный» момент в поведении воспитанников, формирование коллектива, общественное взаимодействие.

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). "Педагогическая поэма" начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды ситуация резко изменилась. Когда в ходе очередного препирательства Макаренко не сдержался и ударил одного из колонистов на глазах остальных, воспитанники вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Впервые они отправились рубить дрова, добросовестно выполнив свою работу до конца. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! – сказал в конце Макаренко «пострадавший» колонист. – Будет все хорошо. Мы понимаем». Так было положено начало коллективу колонистов.

Правила в колонии

Постепенно заведующему удается организовать определенную дисциплину в колонии. «Малина» отменяется. Отныне все должны убирать свои постели, в спальнях назначаются дежурство. Уходить без спроса из колонии запрещается. Нарушителей обратно не пускают. Также все воспитанники в обязательном порядке должны посещать школу.

Отдельно представлена проблема воровства в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание, приведенное ниже, только подчеркивает это. Коллектив воспитанников к тому времени насчитывал уже около тридцати человек. Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят. Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест. После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

В свою очередь, все больше крепнет дружба колонистов внутри коллектива. Активно применяется принцип «один за всех и все за одного».

Новоселье

Есть место и историческим фактам в сочинении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание произведения не могло упустить этот момент: в 1923 году колония переезжает в заброшенное имение Трепке. Здесь колонистам удается реализовать свою мечту о сельском хозяйстве. Вообще, отношение воспитанников к колонии уже совсем не похоже на то, что было вначале. Все ребята по праву считают ее своим домом, каждый вносит свой собственный вклад в устройство быта и коллективные отношения. В ведомстве колонии появляется кузнец, столяр и др. Ребята постепенно начинают осваивать рабочие специальности.

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким.

В 1926-м году ребята переезжают в Куряж, чтобы организовать жизнь в местной колонии, которая находится в плачевном состоянии. Не сразу местные воспитанники принимают горьковцев. С трудом удается вывести их на собрание. Первое время никто из куряжских колонистов не хочет работать – все работы приходится выполнять подчиненным Макаренко. Нередко возникают драки, для разбирательства даже приезжает следственная комиссия. Параллельно усиливается контроль со стороны начальства за деятельностью Макаренко. Его педагогические идеи и методы находят не только сторонников, но и противников, в связи с этим увеличивается давление на педагога. Тем не менее общими силами Макаренко и горьковцев постепенно удается наладить жизнь куряжских колонистов и организовать настоящий полноценный коллектив. Апогеем в жизни колонии становится посещение ее Максимом Горьким.

Заключение

В результате давления Макаренко пришлось оставить колонию. На протяжении семи лет Антон Семенович руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского. Несмотря на множественную критику, вклад Макаренко в воспитание детского коллектива высоко оценивается современной педагогикой. Система Макаренко имела своих последователей, в том числе, среди бывших воспитанников колонии. «Педагогическая поэма» Макаренко - это образец огромного, тяжелого, но при этом невероятно значимого, великого труда педагога, граничащего с подвигом.

Результатом работы, как мы видим из произведения "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание это подчеркивает), стало перевоспитание более 3000 колонистов, ставших полноценными гражданами советского общества. Специфика воспитательной работы отражена в ряде литературных произведений Макаренко. «Педагогическая поэма» кратко описывает основные принципы его воспитательной деятельности на практике.

4u-pro.ru

"Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание "Педагогической поэмы" Макаренко

«Педагогическая поэма» Макаренко, содержание которой является одновременно практическим пособием по воспитанию полноценного гражданина общества и ярким литературным произведением, - одна из «жемчужин» советской литературы. События, описываемые в романе, автобиографичны, герои носят реальные имена, в том числе сам автор. Ключевой в педагогической системе Макаренко является идея воспитания личности ребенка через коллектив. Утверждению данной идеи, собственно, посвящена «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, как и сам роман, состоит из 3-х частей и 15-ти глав (включая эпилог). При этом поэма была создана фактически «по горячим следам», непосредственно в процессе жизнедеятельности колонии.

«Педагогическая поэма» Макаренко: краткое содержание по главам

В содержании романа можно выделить несколько ключевых моментов: основание колонии, появление первых колонистов и первых проблем, «переломный» момент в поведении воспитанников, формирование коллектива, общественное взаимодействие.

Начало действий

Действие поэмы разворачивается в 20-х годах ХХ века в СССР. Повествование ведется от лица самого автора (Антон Макаренко). "Педагогическая поэма" начинается с того, что главный герой основывает колонию им. Горького под Полтавой для беспризорных детей, среди которых были малолетние преступники. Помимо самого Макаренко, педагогический коллектив колонии состоял из двух воспитательниц (Екатерины Григорьевны и Лидии Петровны) и одного завхоза (Калины Ивановича). С материальным обеспечением дела обстояли также сложно – большая часть казенного имущества была аккуратно разграблена ближайшими соседями колонии.

Первые колонисты

Первыми воспитанниками колонии стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Несмотря на радушный (насколько это позволяли условия колонии) прием, будущие колонисты своим видом сразу дали понять, что жизнь здесь их не особенно привлекает. О дисциплине речь не шла: колонисты просто игнорировали своих педагогов, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк. Выполнять какие-то хозяйственные работы колонисты тоже отказывались.

Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды ситуация резко изменилась. Когда в ходе очередного препирательства Макаренко не сдержался и ударил одного из колонистов на глазах остальных, воспитанники вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Впервые они отправились рубить дрова, добросовестно выполнив свою работу до конца. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! – сказал в конце Макаренко «пострадавший» колонист. – Будет все хорошо. Мы понимаем». Так было положено начало коллективу колонистов.

Правила в колонии

Постепенно заведующему удается организовать определенную дисциплину в колонии. «Малина» отменяется. Отныне все должны убирать свои постели, в спальнях назначаются дежурство. Уходить без спроса из колонии запрещается. Нарушителей обратно не пускают. Также все воспитанники в обязательном порядке должны посещать школу.

Отдельно представлена проблема воровства в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание, приведенное ниже, только подчеркивает это. Коллектив воспитанников к тому времени насчитывал уже около тридцати человек. Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят. Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест. После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

В свою очередь, все больше крепнет дружба колонистов внутри коллектива. Активно применяется принцип «один за всех и все за одного».

Новоселье

Есть место и историческим фактам в сочинении "Педагогическая поэма" Макаренко. Краткое содержание произведения не могло упустить этот момент: в 1923 году колония переезжает в заброшенное имение Трепке. Здесь колонистам удается реализовать свою мечту о сельском хозяйстве. Вообще, отношение воспитанников к колонии уже совсем не похоже на то, что было вначале. Все ребята по праву считают ее своим домом, каждый вносит свой собственный вклад в устройство быта и коллективные отношения. В ведомстве колонии появляется кузнец, столяр и др. Ребята постепенно начинают осваивать рабочие специальности.

У воспитанников колонии появляется новое увлечение – театр. Они ставят спектакли, приглашают на них местных жителей. Постепенно театр приобретает настоящую популярность. Также воспитанники начинают вести переписку с известным советским писателем Максимом Горьким.

В 1926-м году ребята переезжают в Куряж, чтобы организовать жизнь в местной колонии, которая находится в плачевном состоянии. Не сразу местные воспитанники принимают горьковцев. С трудом удается вывести их на собрание. Первое время никто из куряжских колонистов не хочет работать – все работы приходится выполнять подчиненным Макаренко. Нередко возникают драки, для разбирательства даже приезжает следственная комиссия. Параллельно усиливается контроль со стороны начальства за деятельностью Макаренко. Его педагогические идеи и методы находят не только сторонников, но и противников, в связи с этим увеличивается давление на педагога. Тем не менее общими силами Макаренко и горьковцев постепенно удается наладить жизнь куряжских колонистов и организовать настоящий полноценный коллектив. Апогеем в жизни колонии становится посещение ее Максимом Горьким.

Заключение

В результате давления Макаренко пришлось оставить колонию. На протяжении семи лет Антон Семенович руководил детской трудовой коммуной ОГПУ имени Ф.Э. Дзержинского. Несмотря на множественную критику, вклад Макаренко в воспитание детского коллектива высоко оценивается современной педагогикой. Система Макаренко имела своих последователей, в том числе, среди бывших воспитанников колонии. «Педагогическая поэма» Макаренко - это образец огромного, тяжелого, но при этом невероятно значимого, великого труда педагога, граничащего с подвигом.

Результатом работы, как мы видим из произведения "Педагогическая поэма" Макаренко (краткое содержание это подчеркивает), стало перевоспитание более 3000 колонистов, ставших полноценными гражданами советского общества. Специфика воспитательной работы отражена в ряде литературных произведений Макаренко. «Педагогическая поэма» кратко описывает основные принципы его воспитательной деятельности на практике.

загрузка...

worldfb.ru