Методические рекомендации по подготовке срс и срсп (стр. 1 из 2). Срс как писать


Правила оформления срс и срсп Путеводитель для студентов

МЕББМ ҚАЗАҚСТАН-РЕСЕЙ

НУО КАЗАХСТАНСКО-

МЕДИЦИНАЛЫҚ

РОССИЙСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТІ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Психиатрия және наркология, жалпы және медициналық психология мен педагогика кафедрасы неврология

курсымен

Кафедра психиатрии, наркологии, общей и медицинской психологии педагогики и коммуникативных навыков с курсом

неврологии

Составители:

Зав. уч. кафедры к.м.н., доц. Асимова Т. А.

Лаборант кафедры: Сагадиев А.

Алматы, 2013

Уважаемый студент!

Наша кафедра рада Вас приветствовать на занятиях.

Желаем Вам дальнейших успехов в Вашей практической деятельности!

С уважением, Администрация кафедры

Ознакомьтесь полностью с приведенными ниже рекомендациями для более успешного сотрудничества с нашей кафедрой

Профессия врача предусматривает не только высокий уровень знаний в области медицины, биологии и химии, но так же и включает в себя прилежность, чистоплотность, аккуратность и скрупулезность как в получении знаний и применении их на практике, так и в оформлении документации.

Грамотное и правильное ведение медицинской документации обязательный компонент Вашей профессиональной компетентности.

Основной задачей врача, помимо врачебной деятельности является непрерывное самообразование. Политика современного медицинского образования предусматривает раннее привлечение будущих специалистов к самостоятельной работе. С этой целью в Вашу программу обучения введены:

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА – СРС– работа студентов с литературой самостоятельно на дому, в библиотеке, в интернет кафе и т. д., по окончании которой составляется определенный вид документа подтверждающий и подытоживающий выполненную работу (вид документа указан всиллабусев пункте2.8 Задания для самостоятельной работы студентов,в таблице, в графе «Форма выполнения»)

  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ – СРСП – так же работа студентов с литературой самостоятельно на дому, в библиотеке, в интернет кафе и т. д., по окончании которой составляется определенный вид документа/отчета подтверждающий и подытоживающий выполненную работу (вид документа указан в силлабусев пункте2.8 Задания для самостоятельной работы студентовв таблице «Тематический план СРСП» в графе «Контроль»), но в отличие от СРС, при возникновении каких-либо вопросов необходимо привлекать преподавателя. Для выполнения СРСП не обязательно находиться в пределах университета. Для связи с преподавателем, можно использовать сотовую связь либо социальные сети в интернет (на кафедре предусмотрена интернет-связь с лаборантами кафедры). Телефон завуча кафедры к.м.н., доц. Асимовой Т. А. находится в силлабусе.

Для того чтобы правильно выполнить работу, необходимо не только ознакомиться с литературой, но и грамотно оформить отчетный документ.

Учтите, что политика нашей кафедры предусматривает творческий подход к выполняемой работе и всячески поощряет это.

Перед выполнением СРС пожалуйста ознакомьтесь с требованиями нашей кафедры, предъявляемыми к выполненным работам.

Помните! При несоответствии основным критериям, работа будет считаться невполненной.

То, как Вы будете выполнять эти рекомендации, напрямую отразит уровень Вашего интеллекта, заинтересованность в учебе и прилежность – т.е. неотъемлемые качества будущего специалиста ВЫСОКОГО УРОВНЯ

studfiles.net

Самостоятельная работа студентов в вузе, как сделать ее эффективнее?

Переступая порог вуза, сразу понимаешь, теперь ты уже не в школе. Здесь все по-другому. Например, преподаватели выступают в роли кураторов, которые могут лишь координировать и помогать в изучении, а вот самостоятельная работа студентов в вузе – это тот самый кирпичик, на котором сейчас строится вся учеба.

Самостоятельная работа студентов в вузе – это подготовка определенных домашних заданий: семинаров, докладов, рефератов, эссе. Преподаватель в данном случае только дает темы и задания, предлагает примерный методический материал.

Для того чтобы справляться с заданиями успешно, необходимо знать некоторые хитрости.

  1. правильно организованная работа в библиотеке: книг большое количество и в них довольно трудно ориентироваться, поэтому прежде, чем идти в «хранилище знаний» стоит взять список рекомендуемой литературы у преподавателя;
  2. в Интернете также можно найти списки литературы по тем или иным темам, и это тоже поможет значительно сузить поиски;
  3. многие студенты сейчас осваивают принципы скорочтения, наиболее популярный вариант – чтение по диагонали, эти техники позволяют быстро прорабатывать горы литературы, находя в них только нужную информацию.

Занятия в библиотеке с книгами важны для успешной самостоятельной работы студента в ВУЗе, но не менее важно уметь правильно распланировать свою деятельность. Поэтому для удобства лучше вести органайзер, в котором можно не только разрабатывать план на день и планы по изучению материала, но и записывать наиболее важную информацию по теме.

Письменные работы – курсовые, рефераты и доклады

Написание курсовой работы или доклада – важные и трудоемкие задачи, с которыми сталкиваются студенты, главное в этой ситуации – не тянуть. Начинать искать информацию надо сразу после того, как дали тему.

Помощником снова может послужить Интернет, ни для кого не секрет, что во всемирной паутине хранятся тысячи курсовых работ. О них, конечно же, знают и преподаватели, поэтому не стоит сдавать плагиат, если только от вас не требуется устный доклад. Какая же от них тогда польза?

  • Во-первых, всегда нужно анализировать списки литературы – там всегда можно обнаружить интересные источники, которые вам могут потребоваться позже для дипломной работы.  а как шаблон взять очень даже рекомендуется.
  • Во-вторых, вы можете посмотреть на структуру изложения материала, подходы к изучению проблемы, определения (они, как правило, цитируются из научной литературы).

Имея под боком так называемый «скелет» и почти готовые списки литературы, писать курсовую работу или реферат будет удовольствием.

Полезные советы в заключение

Есть и прописные истины легкой учебы, которые все знают, но почему-то то игнорируют, то предпочитают о них не вспоминать. Давайте их повторим. Итак, нужно:

  • готовиться к каждому семинару, ибо самое неприятное – наличие долгов;
  • хранить всю информацию хотя бы до конца семестра, на сессии она пригодится;
  • хранить все выполненные доклады, рефераты, курсовые, статьи до окончания ВУЗа – вы даже представить себе не можете, в какой момент вам все это может понадобиться;
  • пользоваться приложениями на компьютере, многие из них значительно облегчают учебу;
  • сотрудничать с одногруппниками, ведь учась вместе можно значительно облегчить учебу друг другу (делить задания, обмениваться ответами на экзаменационные билеты, рекомендовать друг другу литературу и т.д.).

life-students.ru

Методические рекомендации по подготовке срс и срсп

Методические рекомендации

по подготовке СРС и СРСП

Самостоятельная работа студентов (СРС и СРСП) – это дополнительное, более углубленное изучение отдельных тем, направлена на формирование умений самостоятельного изучения, освоения и анализа учебного материала.

СРС и СРСП включают в себя изучение и конспектирование первоисточников, чтение научной литературы, учебной литературы, систематическое изучение и конспектирование журналов экологической направленности, работа с таблицами, картами, подготовка и выступление с докладами и рефератами на лабораторных, практических и семинарских занятиях, на научных конференциях.

В процессе подготовки студенты приобретают навыки самостоятельной работы с литературными источниками, навыки переработки, анализа и синтеза материала. Для углубленного усвоения её содержания особенно важное значение приобретает конспектирование.

Характер конспекта зависит от цели изучения литературы. Если студент готовит отдельный тематический доклад, реферат или выступление, то он может вести выборочную тематическую запись отдельных предложений, фактов из одной или нескольких книг. Но в учебных целях нужно конспектировать так, чтобы конспект отражал содержание изучаемого материала.

Лучшим конспектом является такой, в котором студент самостоятельно, своими словами излагает основное содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись отдельными наиболее важными или характерными цитатами, фактами или цифровым материалом.

При этом необходимо придерживаться таких правил:

1. В конспекте должно быть изложено главное, основное;

2. Запись должна быть строго адекватной содержанию книги, т.е. совершенно точной по содержанию;

3. Запись должна логически связывать воедино все основные вопросы произведения;

4. Конспект должен быть четким по объему.

В конспекте можно (в случае необходимости) делать дополнения, вносить уточнения.

Большого эффекта в изучении произведений, первоисточников можно достигнуть тогда, когда источники конспектируются в соответствии с их структурой, а не по планам семинаров.

С чего начинается конспектирование первоисточника?

С общего ознакомления с книгой. Это значит, прежде всего, обратить внимание на фамилию автора, название года, год и место издания. Затем следует внимательно прочитать оглавление, вступление и предисловие, в которых обычно раскрываются задачи книги, т.е. уяснить цель её написания.

Студенты должны обязательно знать историческую обстановку, появления книги. Следующий этап – ориентировочное (т.е. первое) чтение. Если это статья или небольшое произведение, следует сначала полностью прочитать, что позволяет охватить материал в целом. Такое предварительное ознакомление с текстом поможет более быстрому и углубленному овладению всем сложным содержанием книги, что касается больших произведений, то их, следует предварительно читать по отдельным разделам или главам.

Вслед за ориентировочным чтением необходимо приступить к углубленному изучению прочитанного. Приступить к записи следует после прочтения главы, параграфа. Существует несколько видов записей: план, тезисы, конспект.

План – это перечень основных вопросов, содержание. При составлении его идет сложная самостоятельная работа мысли, формирование главного из прочитанного текста. Кроме простого плана, существует развернутый или сложный план, когда главное положение детализируется, конкретизируется. Иногда в процессе работы с книгой возникает необходимость выписать отдельные положения, цитаты, яркие факты, цифры. Выписки надо делать точно, без произвольных изменений, указывая в конспекте соответствующую страницу произведения или документа.

Очень часто при самостоятельной работе с книгой пользуются записями в форме тезисов, их можно записать своими словами или словами из текста. Расположение тезисов должно соответствовать последовательности изложения материала в книге. Каждый тезис – это краткое содержание части главы. Обычно тезисы нумеруются.

При изучении наиболее крупных произведений составляются конспекты, т.е. краткий пересказ содержания. Различают текстуальный конспект и свободный конспект.

Текстуальный конспект – это такой конспект, когда основные положения книги выписываются в тетрадь, т.е. конспект, близкий к тексту книги.

Наиболее рациональный вид конспекта – свободный конспект.

Изложение содержания первоисточника в свободной записи имеет то преимущество, что требует глубокого самостоятельного продумывания мыслей автора, помогает глубже вникать в содержание прочитанного, лучше понять, развивает логическое мышление, повышает культуру письменной и устной речи.

Ценность конспекта будет значительно выше, если в нем, наряду с содержанием основных вопросов произведения, будут записаны на полях тетради мысли, возникшие в ходе изучения работы.

Необходимо обратить внимание студентов и на внешнее оформление конспекта: соблюдать четкость записей, на страницах оставлять поля, главы и параграфы выделять с новой строки. Важно убедиться студентам, что конспект ими составляется не для проверки преподавателем, а служит средством приобретения знаний.

Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные контрольные работы. Они способствуют углубленному изучению материала, развивают у студентов навыки самостоятельного его изучения, обобщения и изложения.

Приступая к работе, необходимо, прежде всего, ознакомиться с примерным планом вопросов, которые предстоит раскрыть. Прочесть всю рекомендованную литературу и примерно сгруппировать ее в соответствии с ними. Литературу желательно дополнить своей используемой.

Затем приступить к углубленному изучению сгруппированной литературы и ответу на вопросы. Материал излагать последовательно, лаконично.

Основные мысли сопровождать иллюстрированным материалом – фактами, цифрами.

В конце каждого вопроса делаются выводы. ВУ завершение работы – выводы по теме и список используемой литературы (в алфавитном порядке).

Цитаты, тексты других авторов, выписки из документов делаются в кавычках, в сносках (нижняя часть листа, отделенная чертой) указывается источник: фамилия, инициалы автора, название произведения, место и год издания, издательство, том и страницы.

Самостоятельная письменная работа отличается от такой формы, как реферат. Студентам предлагаются проблемные вопросы, из которых они могут выбрать один и дать на него развернутый письменный ответ.

Объем такой работы не должен превышать 5-8 страниц. Работа эта требует значительного умственного напряжения, т.к. предполагает анализ различных точек зрения на проблему и аргументированную собственную позицию. Это исключает бездумное переписывание из статей и монографий, что является недостатком студенческих рефератов и активизирует самостоятельную аналитическую деятельность студентов.

Таким образом, баллы за эту работу начисляются не за факт её написания, а за умение аргументировать отстаиваемую точку зрения.

Работа должна быть рукописной, каллиграфически доступной для чтения. К её оформлению предъявляются следующие требования. На обложке тетради указать номер контрольной работы, Ф. И. О., курс, шифр специальности.

На 1-ой странице написать название темы, план, страницы пронумеровать, оставив поля 2,5 – 3 см.

Коэффициент значимости отвечающей этим требованиям контрольной работы – 3.

К защите не допускаются работы, списанные с учебников, лекций, т.е. работы, в которых нет собственной мысли, а также работы, которые невозможно прочесть. Студенты могут писать рефераты, темы которых даются в планах семинарских занятий.

Каждому реферату предпосылается титульный лист, где указывается название института, кафедры, тема реферата, кто выполнил, руководитель.

Реферат состоит из введения, основного содержания, заключения к библиографии.

Во введении обосновываются актуальность темы, задачи автора, кратко дается характеристика использованных источников, альтернативные суждения по проблеме (если таковы имеются).

Основное содержание может излагаться в одном или нескольких главах, должно быть высказано мнение автора реферата, выводы по каждому вопросу.

Заключение содержит выводы по всей теме реферата.

Составляется библиография, как и при написании контрольной работы, может дифференцироваться на архивные документы, первоисточники, исследовательские работы, материалы периодики и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1. Национальные и международные организации по стандартизации. Действия Госстандарта РК по приведению российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО.2. Система экологических стандартов, основные разновидности экологических стандартов.3. Развитие методологии экологического управления от Британского стандарта В8 7750, Постановления ЕЭС № 1836\93 до международных стандартов по экологическому менеджменту серии ИСО 14000 (ecology management).4. Преимущества от внедрения СЭМ.5. Модель СЭМ.принятая для ИСО 14000. Цикличность, динамичность модели.6. Структура стандартов ИСО 14 000. Основные и обслуживающие стандарты.7. Связь стандартов по системам управления качеством ИСО 9000 и стандартов по экологическому менеджменту ИСО 14 000.8. Общие требования к политике, планированию, контрольным и корректирующим действиям, анализу.9. Предварительная оценка воздействия предприятия на окружающую среду.10. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов.11. Метод экологических балансов.12. Анализ жизненного цикла продукта с точки зрения воздействия на окружающую среду.13. Идентификация экологических аспектов и воздействий.14. Определение значимости экологических аспектов и воздействий.15. Экологическая политика.16. Экологические программы.17. Подготовка персонала и поддержание его компетентности. Информационные связи.18. Подготовленность к аварийным ситуациям.19. Выбор критериев оценки СЭМ. Мониторинг по выбранным критериям оценки.20. Корректирующие и предупреждающие действия.21. Документация в системе экологического менеджмента.22. Анализ системы экологического менеджмента со стороны руководства. Постоянное улучшение.23. Оценка экономической эффективности систем экологического менеджмента. Основные экономические эффекты систем экологического менеджмента. Экономия сырья и материалов, снижение экологических выплат, завоевание "зеленого" сектора рынка, получение льготных кредитов, улучшение имиджа фирмы.24. Организация внутреннего аудита. Осуществление внутренних аудиторских проверок.25. Подготовка к сертификации на соответствие международным экологическим стандартам ИСО 14 001.26. Стандарт ИСО 19011 «Аудит систем качества и /или систем экологического менеджмента»27. Сертификация систем экологического менеджмента. Внешний аудит.28. Внешние аудиторские фирмы.29. Перспективы и проблемы сертификации в РК.30. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов. Создание и ведение регистра природоохранной документации на предприятии (РПД).31. Идентификация экологических аспектов и воздействий. Определение значимости экологических аспектов и воздействий. Создание регистра экологически значимых аспектов деятельности предприятия (РЭА).32. Экологические программы. Оформление экологических программ.33. Проверка выполнения запланированных мероприятий.34. Оценка подготовленности к аварийным ситуациям.35. Работа инициативных творческих групп по решению экологических проблем предприятия.36. Привлечение внутренних и внешних инвестиции для реализации экологических программ. Методология Чистого производства.37. Подходы ИСО к стандартизации экологической маркировки продукции. Типы экологических маркировок. Разработка варианта казахстанской экомаркировки.

mirznanii.com

Методические рекомендации по срс самостоятельная работа

Методические рекомендации по СРС

Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов должна быть многогранной и иметь чётко выраженную направленность на формирование у студентов конкретных знаний и практических умений.

Самостоятельная работа студентов способствует эффективному усвоению, как основного, так и дополнительного, учебного материала. Необходимость самостоятельной работы вызвана не только ограничением некоторых тем определённым количеством аудиторных часов, а в большей степени потребностью приучения студентов к самостоятельному поиску и творческому осмыслению полученных знаний. Важно также не только получить готовые знания, но и подкрепить их практическими навыками, уметь ориентироваться во всём многообразии законодательных и подзаконных актов. При правильном подборе материала СРС способствует развитию мышления, творческого поиска, выработке таких качеств, которые позволяет в дальнейшем реализоваться в профессиональной деятельности.

СРС делится на три вида:

1. Аудиторная самостоятельная работа

2. Внеаудиторная самостоятельная работа

3. Научно-исследовательская работа студентов

Формы проведения СРС разнообразны, это – работа с конспектами, учебными пособиями, нормативно-правовыми актами, сборниками задач с разбором конкретных ситуаций. Тематика СРС определяется в логической последовательности с аудиторными занятиями. В то же время, учитывая индивидуальные способности и пожелания самих студентов, можно дать опережающие задания. Часть заданий назначается самим преподавателем (контрольные работы, индивидуальные задания, коллоквиумы), часть – выбирается по желанию студента (рефераты, доклады, конспекты, составление тестов). Сроки выдачи СРС назначаются преподавателем, исходя из необходимости и актуальности своевременного рассмотрения вопросов, и поэтому могут быть приурочены к определённым семинарским занятиям. В то же время часть задания СРС повышенной трудности, например решение ситуативных задач, могут быть даны и рассмотрены на семинарском занятии соответствующей темы, в случае затруднения предусматривается отсрочка выполнения задания.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов включает

1. Написание реферата

2. Составление конспекта

3. Коллоквиумы

4. Заполнение таблиц

5. Составление тестов по вопросам темы

СРС 1. Составление конспекта по теме.

Методические рекомендации: составление конспекта является основной из форм закрепления знаний. Составляя конспект, студент самостоятельно усваивает основные понятия, аргументирует, делает выводы, это помогает ему усвоить тему предыдущих занятий. Ориентировочный объем конспекта – до 3-5 страниц в тетради по СРС.

Темы конспектов:

1. Периодизация истории государства в Древнем Египте.

2. Религиозная реформа фараона Эхнатона.

3. Особенности возникновения и развития государства в Месопотамии.

4. Общественно-политический строй Вавилона при Хаммурапи.

5. Периодизации истории государства в Древней Индии.

6. Монархия и общинная организация.

7. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае.

8. Централизованная империя Хань (3 в. до н.э.).

9. Источники права и специфические правовые институты Древней Месопотамии.

10. Судебник царя Хаммурапи 18 в. до н.э.

11. Связь религии и права в Древней Индии.

12. Законы Ману (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.).

13. Формирование традиционного права Древнего Китая.

14. Регулирование семейно-брачных отношений.

15. Формирование политической общины и становление государства в Греции.

16. Причины падения Древней Спарты.

17. Возникновение государства и утверждение республики в Риме.

18. Упадок республиканской формы правления.

19. Основные черты права Древней Греции.

20.Усиление воздействия международного права на национальное (внутреннее) право.

21.ЕЭС и «европейское право».

СРС 2. Доклад по теме:

1. Уголовное право: законодательство Дракона.

2. Основные этапы развития римского права.

3. Право частное и публичное.

4. Становление и развитие раннефеодального государства франков.

5. Реформы Карла Мартелла (8 в. н.э.).

6. Становление феодального государства Франции.

7. Государственной строй Франции в 16-18 вв.

8. Возникновение раннефеодального государства в Германии (9-12 вв.). Рейхстаг и имперский суд.

9. Усиление королевской власти в 11-12 в.в. в Англия.

10. Особенности английского абсолютизма.

11. Образование Византийской империи.

12. Центральное и местное управление.

13. Образование единого Древнерусского феодального государства.

14. Уложение 1649 г. - свод феодального права.

15. Варварские правды и другие источники права франков.

16. Правовой режим аллода.

17. Рецепция византийского права в странах Южной и Восточной Европы.

18. Кодификация императора Юстиниана.

19. Особенности феодального партикулярного права во Франции.

20. Судебный процесс.

СРС 3. Реферат по теме.

Методические рекомендации:

Реферат (от лат.refero-сообщаю), краткое изложение содержания книги, статьи, исследования в письменном виде или в форме публичного доклада. Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, а также информацию, которой нет в исходном документе. Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Следует избегать лишних вводных фраз (например, «автор статьи рассматривает…»).

Ориентировочный объем реферата-до 20 рукописных страниц или 13-15 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Темы рефератов:

1. Источники Германского права.

2. Регулирование права собственности.

3. Основные этапы развития японского феодального государства.

4. Общественно-политический строй Японии в период империи.

5. Особенности становления теократической монархии у арабов.

6. Роль ислама в становлении государства.

7. Особенности становления и развитие мусульманского права.

8. Своеобразие мусульманского брачно-семейного и наследственного права.

9. Кодекс «Ста законов» в Японии.

10. Влияние китайского права на право Японии.

11. Возникновение буржуазного государства в Англии.

12. Реформы местного управления (законы 1873-1876 г.г.).

13. Великая Французская буржуазная революция 18 в. и законодательство ее основных этапов.

14. Легитимная и Июльская монархии.

15. Падение «Священной Римской империи германской нации».

16. Борьба за объединение Германии.

17. Борьба за независимость и Декларация независимости 1776 г. в США.

18. Билль о правах – первые 10 поправок американской Конституции.

19. Революция Мейдзи в Японии.

20. Конституция 1889 г. и утверждение конституционной по форме и абсолютистской по содержанию монархии.

21. Кризис политической системы Китая в19 в.

22. Военная диктатура Юань Шикая.

23.Право Древнего Шумера и Вавилона.

24.Византийское право.

25. Судебник царя Хаммурапи 18 в. до н.э.

СРС 4. Коллоквиум по темам:

1. История государства и права Древнего мира.

2. История государства и права в Средние века.

3.Слияние «общего права» и «права справедливости» в 19 в. в Англия.

4. Изменения в брачно-семейном праве.

5. Особенности становления буржуазного права США.

6.Роль французского права в США.

7. Становление правовой системы во Франции.

8. Развитие уголовного права во Франции.

СРС 5. Составление тестов по темам:

1. Особенности становления буржуазного права Германии до образования Германской империи.

2.Германское торговое уложение 1897 г.

3.Развитие партийной системы Великобритания.

4. Реформы судоустройства 1971 и 1981 гг.

5.Партийная и избирательная системы Франции.

6.Конституция 1946 г. и последующие конституционные реформы.

7.Падение Кайзеровской Германской империи в ходе Ноябрьской революции 1918 г. и образование Веймарской республики.

8.Крах фашисткой Германии.

9.Объединение Италии в 1870 г.

СРС 6. Доклады по темам:

1.Права и свободы итальянских граждан.

2.Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и «новый курс» Ф.Д. Рузвельта.

3. Изменения в политическом режиме после Первой и Второй мировых войн.

4.Изменения в политической системе Японии после Первой мировой войны.

5.Конституция Японии 1947 г.

6.Основные этапы и особенности становления народно-демократической власти в Китае.

7.Конституции 1978 и 1982 гг. в Китае.

8.Колониальные конституции в Индии 1919 и 1935 г.г.

9.Республиканская Конституция Индии 1950 г.

10.Антитрестовские законы: закон Шермана 1890 г. в США, законы о монополиях и ограничительной торговой практике Англии 1948, 1956, 1976 гг.

11.Антитрестовские законы Японии и в ФРГ.

12. Законы Ману (2 в. до н.э. –2 в. н.э.).

13. Кризис и раскол Римской империи.

14. Русские княжества 12-15 в.в.

15. Золотая булла 1356 года.

СРС 7. Составление кроссворда по темам:

1. Новые тенденции в обязательном праве.

2. Развитие трудового и социального законодательства.

3.Основные изменения в уголовном праве процессе.

4.Современные тенденции в развитии международного права.

5. Русская Правда – основной памятник права Древней Руси.

СРС 8. Письменный анализ источников права по темам:

1. Законы 12 таблиц.

2. Законы царя Хаммурапи.

3. Законы Ману.

4. Реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в Афинах.

5. Реформы императоров Диоклетиана и Константина.

6. Законы Драконта.

7. Золотая булла 1356 года.

8. Варварские правды, как законодательный памятник.

9. Кутюмы – сборник французских обычаев.

10. Кодекс «Ста закона».

11. Декларация прав человека и гражданина 1789 год.

12. Конституция США 1787 года.

mirznanii.com

Самостоятельная работа студента (СРС) | Экономика | Студенту | Статьи и обсуждение вопросов образования в Казахстане | Образовательный сайт Казахстана

Общие рекомендации по выполнению СРС

Самостоятельная работа студентов (СРС) – самостоятельная подготовка студентов к занятиям, которая включает изучение основной и дополнительной литературы для выполнения полученных заданий. Полученные задания должны быть выполнены в указанный срок и в полном объеме. СРС предусматривается как внеаудиторная работа, проверка может осуществляться на семинарах и СРСП. При выполнении заданий необходимо: • самостоятельно изучить тему, при необходимости консультироваться с преподавателем; • студенты должны изучить обязательную и дополнительную литературу, материалы статистических данных, уметь их анализировать для обоснования необходимых стратегий и решений; • задания готовятся индивидуально или в группе.

Рекомендации по подготовке СРС

№ п/п Темы занятий Задания на СРС Цель и содержание Рекомендуемая литература Форма контроля
1 1, 2 Доклады, рефераты Приобретение навыков самост. работы с литер. основная и дополнительная Обсуждение
2 4, 5, 7 Доклады, рефераты, анализ информации Ознакомление, умение анализировать полученную информацию, конкретной ситуации основная и дополнительная Обсуждение
3 9, 11, 12 Доклады, рефераты, анализ стат.информации Ознакомление, информационно- аналитическая работа основная и дополнительная Обсуждение
4 13, 14, 15 Доклады, рефераты, анализ информации Ознакомление, умение анализировать полученную информацию основная и дополнительная Обсуждение

* - активное участие на занятиях поощряется дополнительным баллом

Формы предоставления СРС

Реферат – критический обзор или изложение темы на 10-12 страницах формата А4, 14 шрифтом TNR. Структура традиционная: титульный лист, введение, основная часть, выводы, список использованных источников. Реферат может быть выдвинут на обсуждение в группе. Доклад – краткое изложение ключевых положений темы продолжительностью 3-5 минут. Конспект – краткое описание заданной темы с выделением ключевых понятий на 2-4 страницы рабочей тетради стандартного формата. Глоссарий – словарь понятий и терминов по заданной теме, оформленный в таблицу Кейс – ситуация, требующая решения в ходе группового анализа. Группа состоит из 3-4 человек, самостоятельно обсуждающих проблему и разрабатывающих пути ее решения. Результаты решения представляются в общей группе в виде презентации итогового отчета. Отчет – письменное и устное описание полученных в ходе исследования результатов, основных проблем и предложений по развитию. Проект – исследование по теме, включающее поиск, сбор и анализ необходимой информации, выполняемое лично или в группе Диспут – обсуждение предварительно подготовленных вопросов темы с вынесением заключения.

Требования к выполнению СРС

Предложенные задания должны быть выполнены в определенные сроки, установленные преподавателем. Работы, представленные позже установленных сроков на 1 неделю оцениваются с учетом штрафного балла, более 1 недели – не рассматриваются и не оцениваются.

Список рекомендуемой литературы

основная литература: 1. Нургалиев К.Р. Экономика Казахстана Алматы,2007 2. Баишев С.Б. Очерки экономической истории Казахстана (избранные труды). Алма-Ата.1989. дополнительная литература: 1. Актуальные проблемы развития экономики Казахстана в третьем тысячилетии. 2. Сб.научн. трудов/ под ред. О.А.Яновского/. Алматы, Экономика. 2000. 3. Габдуллина К.Г. Казахстан и современный мир. Алматы, 2001 4. Пармонов В.В. Экономика Казахстана (1990-1998 г.г.). Алматы, 2000. 5. Рыспай улы К. История Республики Казахстан (каз.). Алматы,2001 6. Статистическое обозрение Казахстана, 2007. 7. Международные экономические отношения .Под ред. Р.Е.Елемесова . Алматы.2001. 8. Темиргалиев Б.Б. Основы внешнеэкономической деятельности РК. Алматы,2003. Журналы и др. 1. Аль-Пари 2. Транзитная экономика 3. Проблемы агрорынка 4. Вестник КазНУ (серия экономическая) 5. Газетные публикации 6. Интернет-сайты

testent.ru

понятие и сущность. Психолого-педагогические аспекты успешности срс. Индивидуализация срс

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК РАЗВИТИЕ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ

1. СРС: понятие и сущность.

2. Психолого-педагогические аспекты успешности СРС.

3. Индивидуализация СРС.

4. Активизация СРС.

5. Пути дальнейшего совершенствования СРС.

6. Организационные формы СРС.

СРС наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей. А также планирование объема в учебных планах, учебной частью и методическими службами учебного заведения.

СРС – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной,научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения. Необходимо исходить из требований к уровню самостоятельности выпускников, чтобы этот уровень был достигнут за годы обучения.

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе СРС.

ВШ отличается от средней степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. СР завершает задачи всех видов учебной работы.

СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

Формы СРС разнообразны – это различные типы домашних заданий. В вузах составляют графики СР на семестр. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время.

В вузе существуют различные виды индивидуальной СР – подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, выполнение дипломного проекта.

Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.

Соотношение времени, отводимого на аудиторную и СР, во всем мире составляет 1 : 3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности.

СРС способствует:

Углублению и расширению знаний,

Формированию интереса к познавательной деятельности,

Овладению приемами процесса познания,

Развитию познавательных способностей.

Каковы основные направления организации СРС? Сложившиеся ФОО в вузе – лекции, практические, лабораторные занятия, семинары – обусловливают формы СР и виды домашних заданий.

На лекции преподаватель рекомендует литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. (Роль вводных лекций).

На семинаре совершенствуются умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

СР выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами кафедр разрабатываются:

Система заданий для СР.

Темы рефератов и докладов.

Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий.

Темы курсовых и дипломных работ.

Списки обязательной и дополнительной литературы.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение СР:

    • Мотивированность учебного задания.
    • Четкая постановка познавательных задач.
    • Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения.
    • Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
    • Определение видов консультирования.
    • Критерии оценки, отчетности.
    • Виды и формы контроля.
СР включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня СРС:
    • Репродуктивный (тренировочный) уровень.
    • Реконструктивный уровень.
    • Творческий, поисковый.
Тренировочные СР выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем. (Узнавание, осмысление, запоминание). Цель – закрепление знаний.

Реконструктивные СР. Перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. (Рефераты).

Творческие СР. Анализ проблемной ситуации, получение новой информации. Самостоятельный выбор средств и методов.(Учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы).

Для организации и успешного функционирования СРС необходимы:

    • Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.
    • Сочетание всех уровней (типов) СРС.
    • Обеспечение контроля за качеством выполнения (требования)
    • Формы контроля.
Психолого-педагогические аспекты успешности СРС.

Заинтересованность преподавателя в успешности СРС. Значение сознательности в обучении. Сознательность обеспечивается:

    • Методологической осмысленностью материала для СРС.
    • Сложностью заданий (ЗБР).
    • Последовательностью подачи материала с учетом логики предмета.
Индивидуализация СРС.

Разработка индивидуальных заданий для СРС. Разнообразие интеллектуальных качеств людей. Рекомендации преподавателю по индивидуализации СРС:

    • Обеспечение безусловного выполнения некоторого минимума СР всеми студентами и планирование усложненных заданий для подготовленных лучше.
    • Необходимость регулярного контроля успешности выполнения СРС. Личное педагогическое общение.
    • Четкость методических указаний по выполнению СР. График СР.
    • Пакет домашних заданий к практическим занятиям.
    • Необходимость входного контроля.
    • Две части задания: обязательная и факультативная. Усложнение заданий для сильных студентов, помощь слабым.
Активизация СРС.
    • Обучение методам СР
    • Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для профессиональной деятельности.
    • Проблемное изложение материала.
    • Применение методов активного обучения ( анализ ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, деловые игры).
    • Выдача студентам младших курсов методических укаазаний (алгоритмов), постепенно уменьшая разъяснительную часть.
    • Разработка комплексных учебных пособий (теория, методика, задачи).
    • Индивидуализация домашних заданий.
    • Присвоение статуса «студент – консультант».
Пути дальнейшего совершенствования СРС:
    • Привлечение студентов к НИРс.
    • Включение СРС в учебный план и расписание занятий.
    • Создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС.
    • Ориентация лекционных курсов на СРС.
    • Рейтинговый метод контроля СРС.
    • Увеличение числа часов на СР.
    • Организация постоянных консультаций.
    • Доступность лабораторий.
Организационные формы СРС:
    • Изучение отдельных разделов дисциплин по учебнику.
    • Применение раздаточного материала.
    • Изучение теоретических разделов при выполнении расчетных заданий.
    • Индивидуальное выполнение лабораторных работ.
    • Изучение новейшей техники по описаниям.
    • Аудиторное проектирование.
    • Применение ТСО для контроля.
    • Компьютеризация обучения.
    • Деловые игры, дискуссии.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Сформулируйте 2 вопроса для лекции пресс-конференции после изучения темы «С\р студентов»

Задание 2. Приготовьтесь отвечать на вопросы по тексту лекции. Вопросы сформулируйте самостоятельно.

Задание 2. Возьмите за основу текст лекции «Развитие творческого мышления студентов». Представьте себе, что Вы прочитали студентам лекцию на эту тему. Данный текст имеется у каждого студента.

Разработайте по 2 задания для студентов ( по данному тексту) на каждый из предложенных видов:

А) на репродукцию

Б) на понимание

В) творческие задания

Г) задания, требующие рефлексивного анализа.

Текст лекции:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

  1. Критерии творческого мышления и интеллект.
  2. Методы стимуляции творческой деятельности.
  3. Развитие т\м в процессе обучения.
Можно ли научить творчеству, сформировать т\д? Ответ отрицательный, так как личность нельзя «сформировать», а можно только воспитать. Воспитание – создание условий для самоактуализации. Творчество – прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Мыслительная деятельность – репродуктивная и творческая. Критерии творческой деятельности: 1) Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта. 2) Новизна процесса, с помощью которого продукт был получен. 3) Продукт называют творческим, если он не был получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. 4) Задача поставлена не кем-то, а самостоятельно (увидеть и сформулировать проблему). 5) Наличие яркого эмоционального переживания. (инсайт, озарение).6) Устойчивая длительная , очень сильная мотивация.

Эмпирическое изучение т\м в современной психологии проводится с использованием следующих методов: 1) анализ процесса решения малых творческих задач ( на смекалку). 2) Использование наводящих задач (чувствительность к подсказке). 3) Использование «многослойных задач». Дается серия однотипных задач. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу», откроет общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения. 4) Методы экспертных оценок для определения творчески работающих людей в той или иной области. 5) Анализ продуктов деятельности (новизна и оригинальность). 6) Специальные тесты креативности. (Тест Торренса (дополнить геометрические фигуры, сделать как можно больше рисунков с использованием треугольника, придумать как можно больше вариантов использования предмета). По результатам оцениваются: гибкость мышления, оригинальность, детализированность.

Возможно ли обучить творчеству? Прямое обучение невозможно, но реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность. Условия или факторы, влияющие на течение т\д, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией (тревожность). К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся : лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая мотивация, наличие фиксированной установки на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами. К личностным факторам негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство), неуверенность в себе, самоуверенность, эмоциональную подавленность, отсутствие склонность к риску, высокую тревожность как личностную черту. Важна роль подсознательных процессов в нахождении творческих решений.

Среди личностных черт, благоприятствующих т\м, выделяют следующие: уверенность в себе, доминирование эмоций радости, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным, необычным, развитое чувство юмора, любовь к фантазированию. Флоренский П.А. «секрет творчества в сохранении юности, а гениальности – в сохранении детства на всю жизнь». Л.Н.Толстой («большая часть всего, что я узнал в жизни, прошлась на первые 4 года»). Творческое напряжение первых месяцев и лет жизни. Творческая личность – это свободная личность, а свободная личность – это личность, способная быть сама собой, слышать свое «Я».

Любой творческий акт - это форма духовного «самообнажения». К методам стимуляции творчества относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. Методика мозгового штурма. Распределение между разными людьми генеративной части мыслительного акта и контрольно – исполнительной. (Одни генерируют гипотезы с запретом какой-либо критики, другие позже оценивают их реальную значимость). Роль тренингов.

Знание является стимулятором творческой активности при соблюдении определенных условий. 1) Не подавлять инициативу студента. 2) Формирование уверенности в своих силах. 3) В процессе обучения опираться на положительные эмоции: удивление, радость, переживание успеха. 4) Стимулировать стремление студента к самостоятельному выбору целей, задач и методов решения (принимать ответственное решение). 5) Поощрять склонность к рискованному поведению. 6) Не допускать формирования конформного мышления. 7) Развивать воображение, не подавлять склонность к фантазированию. 8) Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. 9) Чаще использовать задачи «открытого» типа, где отсутствует одно правильное решение. 10) Шире применять проблемные методы обучения. 11) Обучение эвристическим приемам решения задач. 12) Совместная с преподавателем исследовательская деятельность. 13) Всячески поощрять стремление человека быть самим собой.

konesh.ru

Методические рекомендации по подготовке срс и срсп

Методические рекомендации

по подготовке СРС и СРСП

Самостоятельная работа студентов (СРС и СРСП) – это дополнительное, более углубленное изучение отдельных тем, направлена на формирование умений самостоятельного изучения, освоения и анализа учебного материала.

СРС и СРСП включают в себя изучение и конспектирование первоисточников, чтение научной литературы, учебной литературы, систематическое изучение и конспектирование журналов экологической направленности, работа с таблицами, картами, подготовка и выступление с докладами и рефератами на лабораторных, практических и семинарских занятиях, на научных конференциях.

В процессе подготовки студенты приобретают навыки самостоятельной работы с литературными источниками, навыки переработки, анализа и синтеза материала. Для углубленного усвоения её содержания особенно важное значение приобретает конспектирование.

Характер конспекта зависит от цели изучения литературы. Если студент готовит отдельный тематический доклад, реферат или выступление, то он может вести выборочную тематическую запись отдельных предложений, фактов из одной или нескольких книг. Но в учебных целях нужно конспектировать так, чтобы конспект отражал содержание изучаемого материала.

Лучшим конспектом является такой, в котором студент самостоятельно, своими словами излагает основное содержание работы (по главам, разделам), подкрепляя запись отдельными наиболее важными или характерными цитатами, фактами или цифровым материалом.

При этом необходимо придерживаться таких правил:

  1. В конспекте должно быть изложено главное, основное;

  2. Запись должна быть строго адекватной содержанию книги, т.е. совершенно точной по содержанию;

  3. Запись должна логически связывать воедино все основные вопросы произведения;

  4. Конспект должен быть четким по объему.

В конспекте можно (в случае необходимости) делать дополнения, вносить уточнения.

Большого эффекта в изучении произведений, первоисточников можно достигнуть тогда, когда источники конспектируются в соответствии с их структурой, а не по планам семинаров.

С чего начинается конспектирование первоисточника?

С общего ознакомления с книгой. Это значит, прежде всего, обратить внимание на фамилию автора, название года, год и место издания. Затем следует внимательно прочитать оглавление, вступление и предисловие, в которых обычно раскрываются задачи книги, т.е. уяснить цель её написания.

Студенты должны обязательно знать историческую обстановку, появления книги. Следующий этап – ориентировочное (т.е. первое) чтение. Если это статья или небольшое произведение, следует сначала полностью прочитать, что позволяет охватить материал в целом. Такое предварительное ознакомление с текстом поможет более быстрому и углубленному овладению всем сложным содержанием книги, что касается больших произведений, то их, следует предварительно читать по отдельным разделам или главам.

Вслед за ориентировочным чтением необходимо приступить к углубленному изучению прочитанного. Приступить к записи следует после прочтения главы, параграфа. Существует несколько видов записей: план, тезисы, конспект.

План – это перечень основных вопросов, содержание. При составлении его идет сложная самостоятельная работа мысли, формирование главного из прочитанного текста. Кроме простого плана, существует развернутый или сложный план, когда главное положение детализируется, конкретизируется. Иногда в процессе работы с книгой возникает необходимость выписать отдельные положения, цитаты, яркие факты, цифры. Выписки надо делать точно, без произвольных изменений, указывая в конспекте соответствующую страницу произведения или документа.

Очень часто при самостоятельной работе с книгой пользуются записями в форме тезисов, их можно записать своими словами или словами из текста. Расположение тезисов должно соответствовать последовательности изложения материала в книге. Каждый тезис – это краткое содержание части главы. Обычно тезисы нумеруются.

При изучении наиболее крупных произведений составляются конспекты, т.е. краткий пересказ содержания. Различают текстуальный конспект и свободный конспект.

Текстуальный конспект – это такой конспект, когда основные положения книги выписываются в тетрадь, т.е. конспект, близкий к тексту книги.

Наиболее рациональный вид конспекта – свободный конспект.

Изложение содержания первоисточника в свободной записи имеет то преимущество, что требует глубокого самостоятельного продумывания мыслей автора, помогает глубже вникать в содержание прочитанного, лучше понять, развивает логическое мышление, повышает культуру письменной и устной речи.

Ценность конспекта будет значительно выше, если в нем, наряду с содержанием основных вопросов произведения, будут записаны на полях тетради мысли, возникшие в ходе изучения работы.

Необходимо обратить внимание студентов и на внешнее оформление конспекта: соблюдать четкость записей, на страницах оставлять поля, главы и параграфы выделять с новой строки. Важно убедиться студентам, что конспект ими составляется не для проверки преподавателем, а служит средством приобретения знаний.

Специфической формой организации самостоятельной работы студентов являются письменные контрольные работы. Они способствуют углубленному изучению материала, развивают у студентов навыки самостоятельного его изучения, обобщения и изложения.

Приступая к работе, необходимо, прежде всего, ознакомиться с примерным планом вопросов, которые предстоит раскрыть. Прочесть всю рекомендованную литературу и примерно сгруппировать ее в соответствии с ними. Литературу желательно дополнить своей используемой.

Затем приступить к углубленному изучению сгруппированной литературы и ответу на вопросы. Материал излагать последовательно, лаконично.

Основные мысли сопровождать иллюстрированным материалом – фактами, цифрами.

В конце каждого вопроса делаются выводы. ВУ завершение работы – выводы по теме и список используемой литературы (в алфавитном порядке).

Цитаты, тексты других авторов, выписки из документов делаются в кавычках, в сносках (нижняя часть листа, отделенная чертой) указывается источник: фамилия, инициалы автора, название произведения, место и год издания, издательство, том и страницы.

Самостоятельная письменная работа отличается от такой формы, как реферат. Студентам предлагаются проблемные вопросы, из которых они могут выбрать один и дать на него развернутый письменный ответ.

Объем такой работы не должен превышать 5-8 страниц. Работа эта требует значительного умственного напряжения, т.к. предполагает анализ различных точек зрения на проблему и аргументированную собственную позицию. Это исключает бездумное переписывание из статей и монографий, что является недостатком студенческих рефератов и активизирует самостоятельную аналитическую деятельность студентов.

Таким образом, баллы за эту работу начисляются не за факт её написания, а за умение аргументировать отстаиваемую точку зрения.

Работа должна быть рукописной, каллиграфически доступной для чтения. К её оформлению предъявляются следующие требования. На обложке тетради указать номер контрольной работы, Ф. И. О., курс, шифр специальности.

На 1-ой странице написать название темы, план, страницы пронумеровать, оставив поля 2,5 – 3 см.

Коэффициент значимости отвечающей этим требованиям контрольной работы – 3.

К защите не допускаются работы, списанные с учебников, лекций, т.е. работы, в которых нет собственной мысли, а также работы, которые невозможно прочесть. Студенты могут писать рефераты, темы которых даются в планах семинарских занятий.

Каждому реферату предпосылается титульный лист, где указывается название института, кафедры, тема реферата, кто выполнил, руководитель.

Реферат состоит из введения, основного содержания, заключения к библиографии.

Во введении обосновываются актуальность темы, задачи автора, кратко дается характеристика использованных источников, альтернативные суждения по проблеме (если таковы имеются).

Основное содержание может излагаться в одном или нескольких главах, должно быть высказано мнение автора реферата, выводы по каждому вопросу.

Заключение содержит выводы по всей теме реферата.

Составляется библиография, как и при написании контрольной работы, может дифференцироваться на архивные документы, первоисточники, исследовательские работы, материалы периодики и т.д.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Национальные и международные организации по стандартизации. Действия Госстандарта РК по приведению российских стандартов в соответствие с международными стандартами ИСО.

2. Система экологических стандартов, основные разновидности экологических стандартов.

3. Развитие методологии экологического управления от Британского стандарта В8 7750, Постановления ЕЭС № 1836\93 до международных стандартов по экологическому менеджменту серии ИСО 14000 (ecology management).

4. Преимущества от внедрения СЭМ.

5. Модель СЭМ.принятая для ИСО 14000. Цикличность, динамичность модели.

6. Структура стандартов ИСО 14 000. Основные и обслуживающие стандарты.

7. Связь стандартов по системам управления качеством ИСО 9000 и стандартов по экологическому менеджменту ИСО 14 000.

8. Общие требования к политике, планированию, контрольным и корректирующим действиям, анализу.

9. Предварительная оценка воздействия предприятия на окружающую среду.

10. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов.

11. Метод экологических балансов.

12. Анализ жизненного цикла продукта с точки зрения воздействия на окружающую среду.

13. Идентификация экологических аспектов и воздействий.

14. Определение значимости экологических аспектов и воздействий.

15. Экологическая политика.

16. Экологические программы.

17. Подготовка персонала и поддержание его компетентности. Информационные связи.

18. Подготовленность к аварийным ситуациям.

19. Выбор критериев оценки СЭМ. Мониторинг по выбранным критериям оценки.

20. Корректирующие и предупреждающие действия.

21. Документация в системе экологического менеджмента.

22. Анализ системы экологического менеджмента со стороны руководства. Постоянное улучшение.

23. Оценка экономической эффективности систем экологического менеджмента. Основные экономические эффекты систем экологического менеджмента. Экономия сырья и материалов, снижение экологических выплат, завоевание "зеленого" сектора рынка, получение льготных кредитов, улучшение имиджа фирмы.

24. Организация внутреннего аудита. Осуществление внутренних аудиторских проверок.

25. Подготовка к сертификации на соответствие международным экологическим стандартам ИСО 14 001.

26. Стандарт ИСО 19011 «Аудит систем качества и /или систем экологического менеджмента»

27. Сертификация систем экологического менеджмента. Внешний аудит.

28. Внешние аудиторские фирмы.

29. Перспективы и проблемы сертификации в РК.

30. Идентификация требований природоохранных законодательных актов и других нормативных документов. Создание и ведение регистра природоохранной документации на предприятии (РПД).

31. Идентификация экологических аспектов и воздействий. Определение значимости экологических аспектов и воздействий. Создание регистра экологически значимых аспектов деятельности предприятия (РЭА).

32. Экологические программы. Оформление экологических программ.

33. Проверка выполнения запланированных мероприятий.

34. Оценка подготовленности к аварийным ситуациям.

35. Работа инициативных творческих групп по решению экологических проблем предприятия.

36. Привлечение внутренних и внешних инвестиции для реализации экологических программ. Методология Чистого производства.

37. Подходы ИСО к стандартизации экологической маркировки продукции. Типы экологических маркировок. Разработка варианта казахстанской экомаркировки.

doc4web.ru