Экономические потребности. Пирамида Маслоу. Пирамида маслоу экономика
Пирамида Маслоу в гуманитарных и экономических науках.
/ Главная / Разные статьи / Статьи по психологии Щербатых / Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ АБРАХАМА МАСЛОУ
КАК ОБРАЗЕЦ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОНЦЕПЦИИ
В ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУКАХ.
Ю.В.Щербатых
Выдержки из тезисов доклада на конференции в Воронежском кооперативном институте (февраль 2009)
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу, вероятно, является наиболее известной концепцией этого признанного ученого [1]. Ее используют в различных областях гуманитарных наук – в психологии, социологии, экономике и т. д., однако, теоретический и прикладной потенциал его «пирамиды» далеко не исчерпан. Из-за частого повторения данной модели в различных учебниках создается иллюзия понятности и простоты «пирамиды», в то же время далеко не все специалисты могут продуктивно использовать эту модель в своей практической деятельности. Данная статья имеет целью, во-первых, показать возможности развития концепции А.Маслоу, а, во-вторых, показать примеры ее применения в различных областях знания.
Потребности человека можно определить как «состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах» [2]. Они могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Если потребность не может реализоваться без помех, то включаются дополнительные программные блоки, обеспечивающие получение полезного результата тем или иным способом. Это может быть «прямой», экстенсивный путь (гнев, агрессия, физические действия), обходной путь (адаптация, изменение тактики, компромисс) или отказ от поставленной цели с одновременной ее девальвацией (различные механизмы психологической защиты).
Можно выделить пять базовых особенностей потребностей:
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить.
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям [2].
Теперь разберем пятый пункт данного списка подробней. Биологические потребности понятны: это нужда в пище, воде, сне, оптимальном температурном режиме и пр. Сюда же относится базисная для любого живого организма потребность в размножении – передача своего генетического кода потомкам.
Потребность в безопасности и стабильности проявляется в стремлении человека избегать ситуаций неопределенности и повышенного риска. Ее можно также определить как потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей: уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной. Недостаточная реализация данного «этажа»потребностей вызывает тревогу и страхи (биологические, социальные и экзистенциальные).
Третий этаж потребностей – это стремление человека к приобретению и накоплению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости.
Четвертый этаж – потребности в любви и принадлежности, которые проявляются в стремлении принадлежать к какой-то социальной группе (семье, коллективу, стране и пр.). Сюда же относится потребность любить и быть любимым. При невозможности реализовать данные потребности возникают стрессы от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или стресс неразделенной любви. Следует отметить, что некоторые психологические феномены формируются на границе «этажей» пирамиды – например, чувство ревности возникает при невозможности реализовать потребности 3-го и 4-го уровней.
Пятый этаж занимает весьма важное место в человеческом обществе, являясь движущей силой карьерного и профессионального роста, а также стимулом для экономической деятельности предпринимателей. Он состоит из двух групп потребностей: а) стремления быть сильным, компетентным и уверенным в себе. б) желания обладать высокой репутацией, стремления к престижу, высокому общественному положению и власти.
Шестой этаж (потребность к свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств) изначально отсутствовал в модели А. Маслоу, однако данная потребность является неотъемлемой составляющей человеческой психики и играет важную роль как в индивидуальной жизни отдельных личностей, так и в некоторых политических процессах (формировании национального самосознания).
Седьмой уровень пирамиды обуславливает стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь. Согласно концепции А. Маслоу, актуализация высших потребностей начинается лишь после удовлетворения потребностей низших этажей, тем не менее, среди ученых, врачей, изобретателей есть немало примеров, когда люди посвящали свою жизнь служению науки, несмотря на серьезные материальные затруднения.
Восьмой этаж пирамиды (потребность к преодолению трудностей) обуславливает стремление людей избежать скуки и рутины повседневности и выйти за границы уже освоенных человеческих возможностей. Потребности этой группы заставляют людей совершать рискованные путешествия и заниматься экстремальными видами спорта, которых становится все больше в последнее время (альпинизм, спелеология, парапланеризм, серфинг, кайтинг, маунт-байкинг).
Весьма важны в человеческом обществе потребности девятого этажа, лежащие в основе живописи, скульптуры, флористики, дизайна, ювелирного дела и различных направлений декоративного искусства. Здесь следует отметить, что потребность в красоте может реализовываться не только посредством произведений искусства, но и через общение с природой посредством созерцания цветов, природных ландшафтов, закатов или природных явлений.
Высшим этажом пирамиды потребностей по А. Маслоу является потребность в самоактуализации, которая является вершиной самореализации уникальной человеческой личности. Согласно мнению Абрахама Маслоу, самоактуализация - есть «полное применение талантов, способностей и потенциалов человека» [1]. Высший уровень пирамиды потребностей стимулирует стремление человека реализовать свою уникальность, потребность делать то, что ему нравиться, к чему он имеет способности и таланты.
Потребности являются ключевым элементом жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа, поэтому они в той или иной мере являются в фокусе внимания многих наук. Так философия вынуждена изучать их, чтобы лучше понять смысл существования человека, социология и история исследует ведущие потребности целых масс населения, чтобы объяснить те или иные социальные процессы, особенно в переломные моменты исторического развития общества. Религия сталкивается с темой потребностей, когда пытается направить жизненный путь человека по пути служения Богу. В некоторых конфессиях (например, в ортодоксальном христианстве) такие естественные потребности, как потребность в пище или размножении объявляются греховными, и с ними начинается настоящая борьба, нередко приводящая к невротическим изменениям личности. Этика старается контролировать потребности человека, увязывая их с моральными нормами, существующими в конкретном обществе. В литературе потребности могут явиться стержнем, на котором писатель формирует сюжетные линии своих произведений. Например, Шекспир великолепно использовал этот прием при создании своих пьес («Король Лир» - потребность в власти, «Ромео и Джульетта» - потребность в любви, «Гамлет» - потребность в самоактуализации). Экономика, в свою очередь, рассматривает потребности людей как двигатель покупательной способности населения.
В качестве примера практического применения модели «пирамиды потребностей» в экономике рассмотрим использование потребностей в качестве источника получения дохода от предпринимательской деятельности [3].
Так, на первом этаже пирамиды работают многие виды бизнеса: продавцы продовольственных товаров и безалкогольных напитков, производители одежды для повседневного ношения и снотворных препаратов, строительные кампании и владельцы закусочных «fast food».
На потребности в безопасности и стабильности деньги зарабатывают страховые кампании, производители сейфов и стальных дверей, а также многочисленные охранные агентства.
На потребности в приобретении и накоплении наживаются хозяева супермаркетов, центров стоковой торговли и организаторы распродаж. Когда человек ходит с корзиной по огромному торговому залу и набивает ее различными товарами, то в нем срабатывает потребность в приобретательству, заложенная на генетическом уровне у наших далеких предков.
Четвертая группа потребностей в любви и принадлежности к группе в настоящее время часто остается неудовлетворенной. Многие люди не знают, как добиться любви, и пытаются использовать наиболее простые способы: женщины идут по пути повышения внешней привлекательности, а мужчины – создавая внешний антураж своей значительности. Соответственно, на удовлетворении этих потребностей зарабатывают производители косметики и украшений, издатели женских романов и владельцы цветочных магазинов.
Пятая группа- потребность в уважении и признании, эксплуатируется производителями дорогих престижных автомобилей, модных ресторанов, эксклюзивной одежды и пр.
На шестой группе зарабатывают организаторы индивидуальных туров, а на седьмой (потребности в новой информации) - производители и продавцы учебников, кроссвордов, энциклопедий и наборов «Сделай сам».
Восьмая группа потребностей состоит в стремлении к риску, приключениям и преодолению трудностей. На той группе потребностей зарабатывают производители туристского снаряжения, оборудования для дайвинга, серфинга, кайтинга и других экстремальных видов спорта. Этой потребности нет в перечне А. Маслоу, но без нее мы не поймем мотивы поступков альпинистов, приверженцев боевых единоборств, профессиональных наемников и посетителей «луна-парков», предпочитающих аттракционы типа «американских горок» или прыжков вниз головой на резиновом канате.
Девятая потребность - в красоте и гармонии.Люди делают на этом бизнес, продавая живопись, музыкальные диски или ювелирные украшения. Следует отметить, что только по одному предмету торговли (не зная покупателя) бывает трудно понять, какую потребность данный товар удовлетворяет. Так ювелирные украшения могут покупаться женщиной для того, чтобы привлекать мужчин (потребность в любви), для того, чтобы показать свою «крутизну» (потребность в уважении и престиже) или просто потому, что они очень понравились этой женщине (потребность в красоте). Соответственно, грамотный продавец может быстро выявить актуальную потребность и умело сыграть на ней, подтолкнув, тем самым, клиентку к покупке.
И, наконец, высшая потребность в самоактуализации – наименее привлекательная для бизнеса, так как она носит «штучный» характер. На это потребности сложнее всего зарабатывать деньги – и, наверное, это здорово - что не все в этом мире можно сделать источником дохода.
Литература:
1. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
Дополнительная информация о потребностях - ЗДЕСЬ
www.no-stress.ru
Экономические потребности. Пирамида Маслоу — МегаЛекции
Предмет экономической теории
«Экономика, или экономическая теория – пишут Пол А. Самуэльсон и Вильям Д. Нордхаус, – это наука, изучающая то, как общество делает выбор при использовании редких производственных ресурсов, у которых есть альтернативные способы применения, для производства различных благ и распределения их среди различных групп населения»
В другой известной на Западе книге по экономической теории «Экономикс» ее авторы определяют предмет данной науки как процесс исследования проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для достижения максимального удовлетворения материальных потребностей….В числе прочего нам нужны любовь, общественное признание…»
Российский экономист В.З. Баликоев определяет: «Предмет общей экономической теории представляет собой выявление прочных, постоянных, существенных (содержательных) причинно-следственных связей между фактами, явлениями в экономической жизни общества»[1]. А эти связи есть ничто иное, как научное понимание экономического закона. Следовательно, автор совершенно обоснованно считает, что предмет данной науки – изучение экономических законов.
Предмет экономической теории условно разделен на два уровня:
Микроэкономика- в этом разделе анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преимущества и недостатки рыночного механизма, экономическая теория благосостояния.
Макроэкономика - здесь рассматривается национальное хозяйство в целом, роль и границы вмешательства государства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэкономического равновесия и нестабильности. Анализируются кредитно-денежная и налогово-бюджетная системы современной рыночной экономики, рассматриваются проблемы инфляции, экономического роста и др.
Метод означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.
Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности:
Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частой. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному; исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. Так, широко применяется сравнение равновесия на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
Метод научной абстракции - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь.
Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
Теория игр - занимается общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами,может быть применена при объяснении взаимоотношении между несколькими фирмами на рынке, участников политических переговоров, особенностей поведения потребителей и производителей.
1.2 Исторический путь развития экономической науки:
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика | конец 18 - 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 - 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 - начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 - начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 - начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 - начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Экономические потребности. Пирамида Маслоу
Условно потребности можно разделить на материальные и духовные.
Материальные (экономические) потребности – одно из основополагающих категорий в экономической теории.
Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Блага подразделяют на две большие группы:
- экономическиеблага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей;
- свободные (даровые) блага, созданные природой (леса, воздух)
В зависимости от назначения экономические блага делят на:
- потребительские (конечные продукты и услуги)
- производственные (используются для производства других благ)
В зависимости от характера потребления экономические блага делят на:
- частые (блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться)
- общественные (производятся для совместного потребления – дороги, общественный транспорт, услуги гос. администраций, здравоохранения, образования)
Так же выделяют взаимозаменяемые блага (субституты) – блага удовлетворяющие одну и ту же потребность (белый и черный хлеб, мясо и рыба) и взаимодополняемые (комплементы) – стол, стул
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Пирамида Маслоу - Экономика и жизнь
Поскольку она обычно дается на начальном уровне (курсы повышения квалификации, короткие тренинги), когда слушатели еще не способны критически воспринимать материал, и сама эта пирамида критически не воспринимается.Больше того, поскольку, например, общий менеджмент вообще склонен рассматиривать человека исключительно как совокупность потребностей, может складываться превратное впечатление, что это вообще достаточно полная характеристика человека.
Ну так вот.Рассматривать человека исключительно как совокупность потребностей можно, например, если вам надо ему что-то продать.Вы можете продать ему хлеб за его деньги и удовлетворить его физиологическую потребность в еде, вы можете продать (!) ему красивое название должности за его время и удовлетворить его потребность в уважении (почитании).
Самостоятельно попробуйте придумать примеры - что за что вы можете продать человеку применительно к каждому уровню пирамиды.Если вы можете продавать какому-то индивиду на всех уровнях, вы можете управлять этим человеком.
Что же получается? А получается, что человек, состоящий полностью из потребностей, и занятый только удовлетворением потребностей, лишен свободной воли. Кто угодно может управлять им.
Но верно и другое: если человек имеет свободную волю, способен поставить высшую цель над потребностями, вы не сможете ему ничего продать, вы не сможете им управлять.И к счастью, люди не лишены свободной воли.
Примеры тоже можно привести по каждому уровню.Физиологические потребности, например, голод и жажда. Жители осажденных городов переносили эти тяготы и добивались снятия осады (блокады). И переносить их позволяла, например, любовь к своему городу, к своей стране. Им вы не продадите хлеб за свободу.
Потребность в безопасности, защищенность от страха и неудач. Как пел Розенбаум: "Мне взрываться за других есть резон... есть резон дойти до цели... потому что остальным надо жить". Люди способны класть жизнь за других. Им вы не продадите личную безопасность за жизнь ближних.
Потребности в принадлежности и любви. Ради большого дела люди идут на конфликт, на разрыв с окружением, и даже просто не будут вступать в общества. Им вы не продадите возможность красиво тусоваться за слив целой страны.
Потребность в уважении (признании). Если человек не тщеславен, вы не продадите ему славу. Если человек уже познал славу, ему может быть достаточно уже имеющейся.
Познавательные потребности. Настоящие крупные ученые остались верными нашей стране даже в условиях развала науки, не уехали работать за океан. Им не продадите возможность продолжать исследования за измену Родине.
Эстетические потребности. Красота, порядок, гармония. Если человек умеет находить красоту даже в малом, если он сам может наводить порядок и создавать гармонию, вы не продадите, не навяжете ему свои представления о красоте, порядке и гармонии.
Потребность в самоактуализации.Посмотрите на людей, уже достигших в жизни чего-то значимого. Уже сделавших, свершивших, пролезших, пробившихся. Таким вы не продадите возможность личностного роста и самореализации - им это, во-первых, не нужно, а во-вторых, они и без вас знают, как это работает.
Все эти уровни, в которых вы ничего не можете продать человеку, объединяет одно - в каждом из них у него есть свобода воли, в каждом из них он властен над своими потребностями. В каждом из них он выходит из модели человека общества потребления.
Это, заметьте, речь даже не шла о религиозных идеалах человека. В этом случае все ваши попытки в лучшем случае могут оказаться попытками "зажечь лучину в ярко освещенной комнате".
bit-diagnostika.livejournal.com
Пирамида потребностей Маслоу:
Предметы и методы экономической теории.
Экономика (лат.) – правила ведения домашнего хозяйства.
Аксиома №1: Существуют материальные потребности людей, которые требуют удовлетворения. Эти потребности – безграничны.
Если существуют потребности, то имеются и блага (материальные и нематериальные), т.е. блага – материальная основа для удовлетворения потребностей. В отличии от материальных благ, нематериальные получаются непроизводственным способом.
Базовые (физиологические) потребности.
Социальные (потребность в безопасности).
Самоутверждение (потребность в принадлежности, любви…).
Самореализация (творческие, эстетические потребности).
Потребность обладает важными свойствами:
Аксиома №2: Для реализации потребности существует производственная реализация, в которой человек использует экономические ресурсы.
У экономических ресурсов есть важнейшее свойство – они ограничены.
Соответственно, в каждый момент времени мы можем произвести ограниченное количество благ. Поэтому, уровень удовлетворения потребностей ограничен.
Вывод: Если потребности растут и безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограниченны, то возникает требование рационального использования этих ресурсов.
Таким образом, экономика – наука о рациональном (наилучшем) использовании ограниченных экономических ресурсов, предназначенных для удовлетворения растущих потребностей человека.
Закон возвышения потребностей.
Это закон развития общества, выражающий рост и совершенствование потребностей общества с развитием производственных сил и культуры.
В хоте развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые исчезают и возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется.
Кривая производственных возможностей.
Экономические блага – то, что человек производит в процессе использования экономических ресурсов.
Неэкономические блага – то, что создается природой.
Виды нематериальных экономических ресурсов:
Труд человека. Умение производить.
Предпринимательство – фактор производства, объединяющий все факторы производства. Под влиянием предпринимательства человек рискует, направляет другие факторы производства в нужное русло.
Виды материальных экономических ресурсов:
Земля (природные ресурсы факторы).
Капитал, инвестиции – совокупность ресурсов, которые могут приносить доход и возрастать.
Деньги – это средство обращения.
Кривая производственных возможностей (КПВ): так как экономические ресурсы рано или поздно могут закончиться, то нужно рационально их направлять на то или иное производство.
масло
∙
∙
∙
∙
∙
F
E
B
C
D
Сама кривая – граница производственных возможностей (ПВ). КПВ=max Q (ПВ).
т.F – невозможна.
танки
∙
A
В т.E – производственные возможности полностью не используются.
В зависимости от того, куда мы направляем экономические ресурсы, будет расти то или иное производство. КПВ будет сдвигаться, ее границы будут меняться.
Спрос и предложение в рыночной экономике.
Спрос и его факторы
Спрос – платежеспособная потребность. Когда цены снижаются, мы готовы больше покупать, т.к. есть экономическая возможность.
Спрос – обратная взаимосвязь между max ценами, по которым покупатель готов приобретать благо в течение определенного периода времени, и объемом этого блага.
Цена спроса – max цена, которую готов уплатить покупатель. У цены есть предел.
P
Объем спроса – количество товара, которую покупатель приобретает по той или иной цене.D – кривая спроса.
∙
Q – количество спроса
A
P – цена товара
Q
∙
∙
C
B
D
Закон спроса: чем выше цена спроса, тем меньше объем спроса, и наоборот (обратная связь между ценой и объемом).Цена – детерминанта (определяющая) спроса
Неценовые факторы спроса.
Они меняют факторы спроса, перемещая кривую спроса.
К ним относят:
Изменение доходов потребителей (но спрос будет падать только на низшие товары).
Изменение предпочтений или вкусов потребителей.
Ожидания потребителей (ожидания скидок или дефицита).
Число покупателей.
Цены на сопряженные товары:
Предложение и его факторы.
Предложение – готовность фирм–производителей и продавцов товаров предоставлять на рынок определенное количество товаров по данной цене.
Здесь цена и количество товара изменяются однонаправленно: повышение цен вызывает увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот: если цена снижается, это вызывает необходимость сокращения производства.
Предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены.
P
A
∙
Прямая зависимость между ценами и объемом товаров называется функцией предложения:
Q
S
B
C
∙
∙
P – цена за единицу товараQ – количество товаров
S – кривая предложения
а
Функция предложения – функция производства по выпуску товаров. Она осуществляется только в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров позволяет предпринимателю возместить издержки (все расходы по производству), а также принести прибыль.
Отказ от выпуска одних товаров ради других имеет конкретную цену, которая уплачивается за отвлекаемые в производство ресурсы. Это и есть альтернативные издержки, которые будут уплачены покупателем в цене готового товара, но только в том случае, если этот товар пользуется спросом.
Факторы изменения предложения – те условия, которые затрагивают сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену.
Некоторые факторы изменения предложения:
Технологии производства, новшества.
Государственная налоговая политика.
Наличие на рынках взаимозаменяемых продуктов/ресурсов.
Цены на ресурсы и факторы производства.
Количество продавцов.
Все эти факторы – неценовые факторы изменения предложения.
Закон предложения: чем выше цена, тем больше объем предложения, и наоборот.
Прибыль = Цена – Затраты
P
S2
S2
S3
Прибыль – источник расширения производства. Также это показатель эффективности производства. И еще – это источник стимулирования производителя.Q
Факторы, меняющие кривую предложения.
Pc
∙
Q1
∙
∙
Pc=constЦеновая эластичность спроса и предложения.
Экономическая эластичность – изменение объема спроса или предложения под влиянием какого-либо экономического фактора (цены, дохода, запасов).
Ценовая эластичность спроса.
P
Эластичность спроса по цене представляет собой процентное изменение объема спроса по отношению к процентному изменению цены товара:При перемещении из точки A в точку B
P выросла на 100%
Q
A
B
50
40
20
10
∙
∙
Q упал на 10%
Ed – коэффициент эластичности спроса.
Выводы:
Ed по цене всегда отрицательный.
Если , то спрос будет эластичным. Каждый процент изменения цены будет приводить к большему, чем 1% изменению спроса.
Если , то спрос неэластичный. Каждый процент изменения цены приводит к меньшему, чем 1% изменению спроса.
Если – это случай единичной эластичности. Это означает, что на 1% изменения цены изменяется 1% спроса.
Также существуют случаи абсолютной эластичности () товара и случаи, когда товар совершенно неэластичен ().
Факторы эластичности:
Наличие товаров-заменителей.
Значимость товара в потреблении, его необходимость.
Доля расходов потребителя на покупку товара.
Размер доходов потребителя.
Наличие запасов у потребителя.
Время приспособления потребителя к изменению цены на товар.
Эффект Гиффена.
Эффект Гиффена – снижение цен приводит к снижению спроса на товар, а повышение цен – к повышению спроса. Это происходит за счет экономии на других товарах.
Эффект Гиффена проявляется только для бедных слоев населения.
Товары Гиффена – малобюджетные товары первой необходимости.
Эффект Веблена.
Эффект Веблена (эффект престижности) заключается в увеличении цены на товар, увеличивая спрос на него. Спрос увеличивается для того, чтобы тот или иной покупатель смог продемонстрировать свои покупательские возможности.
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг.
Цены и объемы благ, при которых создается рыночное равновесие, называют равновесными ценами и равновесными объемами спроса и предложения.
P
Равновесный объем – объем спроса и предложения при равновесной цене. При этом объем спроса равен объему предложения.S
E – точка рыночного равновесия
Q
D
∙
E
Qe
Pe
Pe – равновесная цена
Qe – равновесный объем
В условии рыночного равновесия экономические интересы продавцов и покупателей удовлетворяются наилучшим образом:
В этих условиях оптимально распределяются экономические ресурсы.
В ситуации рыночного равновесия не существует избытка и недостатка продукции.
Состояние рыночного равновесия очень неустойчиво. Изменение любого фактора приведет к нарушению равновесия.
Некоторые модели рыночного равновесия:
Модель Вальраса.
Модель Маршала.
Эластичность предложения.
Валовый доход (TR) – прибыль, которую получает продавец от потребителя (или же затраты, которые осуществляет потребитель на покупку товара).
Если спрос неэластичный (), то повышение цен приводит кросту TR (выручки продавца и расхода потребителя).
Если спрос эластичный (), то рост цен будет приводить кпотере TR (выручки продавца и расхода потребителя).
Эластичность предложения представляет собой степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены предложения в процентном соотношении:
P
Es – коэффициент эластичности предложения.
S´
Q
S
Предложение эластично тогда, когда . Соответственно .Предложение неэластично, если . Соответственно.
Факторы эластичности предложения:
Фактор времени (возможность увеличения объема производства. Стимулом для этого будет изменение цены).
Временные периоды:
Мгновенный - период, в котором не могут произойти никакие изменения в производстве.
Краткосрочный – период, в течение которого возможно увеличение объема производства за счет более интенсивного использования имеющихся ресурсов.
Долгосрочный – период, в котором возможны любые изменения в применяемых факторах производства, следовательно, и в объемах производства.
Теория потребительского поведения.
Факторы поведения потребителя:
Рациональное поведение (потребитель исходит из главного экономического мотива – добиться максимальной полезности из покупки товара при минимуме расходов на эту покупку).
Выстраивание предпочтений (каждый покупатель представляет, какую он может извлечь пользу из покупки товара).
Ограничение в потреблении (доходы потребителя).
Цена товаров.
Потребитель – независимая фигура на рынке.
Количественный (кардиналистский) подход.
Этот подход основан на измерении гипотетических единиц (util – полезность).
Полезность – польза, которую получает потребитель от потребления данного блага.
Общая полезность (TU) – полезность, получаемая от потребления определенного количества благ.
Предельная полезность (MU) – прирост общей полезности при увеличении потребления на 1 единицу.
Q | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
TU | 0 | 20 | 38 | 54 | 54 | 50 |
MU | – | 20 | 18 | 16 | 0 | -4 |
Закон убывающей предельной полезности: в процессе потребления, полезность каждой последующей единицы блага уменьшается.
I-й закон Госсена: чем больше потребление какого-либо блага, тем меньше прирост MU каждого блага.
U
Q
Q
TU
4
5
1
0
0
MU
II-й закон Госсена (закон, объясняющий потребительское равновесие): MU при данных вкусах, ценах и доходах достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней потраченной денежной единицы на покупку какого-либо блага одинакова, независимо от того, на какое благо эта единица была израсходована:
Порядковый (ординалистский) подход.
Этот подход основывается на выстраивании комбинации благ по их предпочтительности.
Потребительские предпочтения – совокупность потребительских наборов 2-х товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.
y
x
TU0
∙
∙
∙
A
B
C
TU0 – кривая безразличия
x - товар
8
y – товар 2
4
2
1
2
5
Свойства кривых безразличия:
Кривые не могут пересекаться. Каждая кривая соотвесттвует конкретному уровню полезности.
Кривые имеют отрицательный наклон.
Кривые, расположенные выше и правее, имеют большую полезность. А кривые, расположенные ниже и левее, – меньшую.
При перемещении кривой слева направо она становится менее наклонной (пологой). Это объясняется убывающей нормой замещения 1-го товара другим.
y
Предельная норма замещения (MRS) показывает каким количеством данного товара потребитель готов пожертвовать ради увеличения количества другого товара на 1 единицу.x
∙
∙
B
A
4
1
5
2
Бюджетная линия.
Бюджетная линия показывает возможные комбинации 2- благ, которые может позволить себе потребитель при заданных доходах и существующих ценах:
y
x
D
∙
A
5
12
Наклон бюджетной линии измеряется в соотношении товара Y к изменению товара X:
Факторы, влияющие на положение бюджетной линии:
Изменение дохода потребителя (при постоянных ценах).
Изменение соотношения цен.
y
Бюджетная линия и кривые безразличия связаны следующим образом:x
∙
E
U0
D
Вывод: точка касания кривой безразличия с бюджетной линией (т.E) означает положение равновесия потребителя.
В точке E наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают:
Теория производства и издержек.
Фирма (предприятие) – субъект рыночной экономики.
Субъект рыночной экономики имеет экономические интересы и принимает экономические решения.
Основные субъекты экономики:
I. Домашнее хозяйство (люди с единым бюджетом).
Главные задачи:
производство и поставка на рынок экономических ресурсов
оптимальное использование бюджета в целях максимизации благосостояния
studfiles.net
Пирамида потребностей по Маслоу:
Не только критики, но и последователи А. Маслоу в 1970-80 годы (Р. Ловери, Р. Мау, Р. Кеган, Б. Шаффер) показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению высших потребностей. Хотя некоторая очередность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, ее, однако, нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребности в творчестве и духовном совершенствовании становились доминирующими не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т.д.), а в той ситуации, когда человек находился на грани выживания. О силе потребности в творческой самореализации можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них подобно П. Гогену, В. Ван-Гогу, П. Филонову ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Например, Архимед и Дмитрий Шостакович создали свои великие творения в осажденных городах.
Впоследствии сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: дефициентные потребности нужды (дефицита) и бытийные потребности развития (самоактуализации).
Маслоу указывал, что большинство психологов занимаются только дефициентной мотивацией, обуславливающей поведение, направленное на удовлетворение какой-то нужды, недостаточности, дефицита, то есть не удовлетворенной или фрустрированной потребности. Например, голода, боли, страха.
Но при внимательном рассмотрении обнаруживаются и другой вид мотивации. Когда организм не испытывает какого-либо острого дефицита, проявляются такие потребности как любопытство или потребность в игре. При этом чувство удовлетворения приносит не восполнение дефицита, не удовлетворение конкретной потребности, а деятельность как таковая, создающая полноту настоящего, единство с бытием. В соответствии с этим Маслоу различает бытийное и дефициентное познание, бытийные и дефициентные ценности, бытийную и дефициентную любовь.
В дефициентном познании объекты рассматриваются исключительно как средства удовлетворения потребностей. Сильные потребности очень жестко ограничивают мышление и восприятие, так что индивид реагирует только на связанные с удовлетворением потребности аспекты среды. Как правило, голодный видит только еду, нищий – только деньги. Бытийное познание более полно и продуктивно, поскольку в меньшей степени искажается потребностями и желаниями. Практикуя его, индивид входит в незаинтересованное созерцание – внешние объекты становятся ценными сами по себе, безотносительно к заботам индивида, тогда как дефициентное познание в большей степени побуждает индивида к действию.
Аналогично этому Маслоу выделяет дефициентные и бытийные ценности. Дефициентные ценности, по Маслоу, ситуативны и коренятся во внешнем мире. Бытийные ценности существуют в самой человеческой природе; к их числу принадлежат – истина, добро, красота, целостностность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, игра, самодостаточность.
Дефициентная любовь – это любовь к другим потому, что они удовлетворяют какую-то потребность (в самоуважении, сексе, защите от страха, одиночества и пр.). Чем больше другой приносит удовлетворение ощутимому для нас дефициту, тем больше возрастает любовь к нему.
Бытийная любовь – любовь «к сущности», «бытию другого». Такая любовь не стремится к обладанию и занята больше обогащением жизни другого чем-либо крайне ценным и значимым, чем эгоистическим удовлетворением каких-либо потребностей. Это необусловленная любовь родителей к детям, религиозная любовь, любовь к природе, не сопровождающаяся хищничеством.
Надо сказать, что сама схема появилась как результат обобщения большого объема эмпирически отобранного материала – свыше 800 анкет, которые Маслоу собрал и обработал еще будучи студентом-психологом на стажировке в военно-морском госпитале. Ценность его схемы в том, что она опирается на эмпирически собранный материал. Недостаток в том, что она частична, не описывает все человеческие потребности и не содержит под собой теории. Теорию А. Маслоу разрабатывал, как раз пытаясь упорядочить и объяснить собранный им материал. Так чтобы объяснить динамику развития потребностей, Маслоу был вынужден ввести принцип самоактуализации как конечный целевой принцип человеческого существования. Самоактуализация выступает у него как цель развития индивида, поставленная перед ним самим фактом его принадлежности к человеческому роду. Но одновременно Маслоу признает, что данная потребность и состояние являются уделом ограниченного числа людей. Исследование самоактуализации он проводил на специально отобранных исключительных людях.
Иерархия Маслоу носит ограниченный характер еще и потому, что она практически не учитывает влияние изменяющейся разнородной среды на состояние целостного человека.
studfiles.net
рынок труда и политика. Что хочет человек?
Каддафи. Маслоу. Янукович
Управлять сытыми - это совсем не то, что управлять голодными. Каддафи попытался управлять сытыми людьми старыми методами, как и большинство диктаторов Северной Африки.
Улучшив материальное положение народа, они забыли о необходимости свободы и справедливости.
Пирамида потребностей Маслоу настолько безукоризненно действует, как природное явление, и не защищает даже таких жестоких сильных диктаторов, как полковник Каддафи, от недовольства масс несвободой и несправедливостью.
Полковник Каддафи, безусловно, изменил Ливию, позволил западным компаниям добывать нефть на своей территории, дал населению хорошую пайку в виде высоких зарплат и дотаций (зарплата медсестры, к примеру, тысяча долларов; на каждого члена семьи государство выплачивает в год еще тысячу долларов;
пособие по безработице 730$;
за каждого новорожденного выплачивается 7000$;
даже на машину и жилье выделяются деньги из казны), но Каддафи не знал о социальной психологии и пирамиде потребностей Маслоу.
Как только ливийцы оделись и насытились, они посмотрели на мир другими глазами, и им стало необходимо больше безопасности, больше свободы, больше демократии.
Пирамида потребностей Маслоу заставила ливийский народ требовать отставки полковника Каддафи, его сыновей и его окружения. Ливийцы задали себе простой вопрос: «Почему небольшая группа чиновников во главе с полковником Каддафи и его сыновьями торгует общей нефтью, контролирует все месторождения и набивает миллиардами свои счета в швейцарских и английских банках?». Каддафи думал, что дав зарплату, выделив деньги на рождение ребенка, увеличив прожиточный минимум, а по сути, подкупив народ Ливии небольшими вложениями в потребление, его граждане останутся прежними. Они изменились.
Пирамида потребностей Маслоу наглядно на примере Ливии демонстрирует, что удовлетворив первичные материальные потребности, человек кардинально меняется. Он начинает больше думать категориями будущего, он хочет больше свободы, больше безопасности и главное, люто ненавидеть диктаторов, даже тех, кто делает ему кусок хлеба.
Пирамида потребностей Маслоу и ее понимание говорит, что Украина, как Ливия, обречена на бунт народных масс. Потому что при сохранении существующей системы в Украине, когда такая же бюрократическая элита государства контролирует и выкачивает все деньги и ресурсы из страны в интересах своих семей, обречена на будущий вопрос о справедливости в распределении благ и возможностей.
Граждане Украины рано или поздно зададут простой вопрос: «Почему ИМ можно разъезжать на «Мерседесах», иметь офшорные счета, ходить в бриллиантах, распоряжаться заводами, бюджетными средствами, иметь доступ к государственным ресурсам, а всем остальным нельзя?».
Бюрократическая система государства сама наносит себе смертельный удар, сдерживая экономическую свободу граждан, зажимая их налоговым законодательством, продолжая коррупционное давление на экономически активных граждан.
Чтобы Януковичу не превратиться в полковника Каддафи, необходимо задуматься о большей экономической свободе его подданных и о смене экономического курса государства, прекращении власти олигархов, изгнания из правительства мультимиллионеров.
Потому что согласно пирамиде потребностей Маслоу, социальные потрясения начинаются тогда, когда люди начинают думать о большем, чем просто поесть и одеться, о большем, чем просто удовлетворить свои базовые потребности.
А пока правительство Азарова делает все с точностью до наоборот… Меньше свободы, больше налогов – это путь к ливийским событиям.
Управлять сытыми - это совсем не то, что управлять голодными.
Г.Балашов
Мотивация и общество.
Важным элементом любого действия, в которое вовлечены люди, является мотивация.
Сторонники рыночной экономики считают, что основным мотивом к труду являются деньги, желание заработать их как можно больше. Но что же говорят нам психологи?
В ставшей уже классической пирамиде потребностей Маслоу такого явления как деньги вообще нет. А то, что можно купить за деньги – еда, одежда, жилище, даже секс – относится к двум самым нижним уровням пирамиды.
То, что находится выше, – любовь, чувство принадлежности, признания, потребность в познании и творчестве, личностное развитие – можно приобрести и без денег. Вернее, за деньги это не купишь.
В животном мире такого явления, как «деньги» вообще нет, и что стремление «зарабатывать» не биологично.
Более того, классическая необходимость «в поте лица добывать пищу» уже вообще мало кого способна мотивировать к труду.
Недавно обнародованные данные по российскому рынку труда показывают, что безработица и огромное количество вакансий (порядка 800 000) существуют одновременно.
И многие из этих вакансий достаточно высокооплачиваемые, но все равно не привлекают. Получается, что есть более важные факторы в мотивации к труду, чем деньги.
Люди часто мотивируются к действию тем, что это действие является модным, престижным, одобряемым, привлекательным, интересным, несущим в себе вызов.
То есть социально привлекательным, статусным, одобряемым.
Ильин одним из важных факторов мотивации указывает удовлетворение общественных ожиданий. Так как человек – существо социальное, и в одиночку очень быстро деградирует до «хуже животного» состояния, то оценка его действий обществом для многих является очень важной. И чтобы получить позитивную оценку своих действий, большинство готово ударно трудиться, испытывать неудобства и трудности, жертвовать своим временем и деньгами.
Не зарабатывать, а наоборот!
Да что тут говорить, любой, кто занимается нормальной (не грантоедской) общественной работой, постоянно тратит свои личные деньги на обеспечение этой деятельности – на транспорт, мобильные переговоры, поддержку сайтов, расходные материалы.
Некоторые авторы вообще утверждают, что в будущем человек, возможно, будет платить за право поработать. Впрочем, по некоторым направлениям деятельности это и так уже происходит.
Более того, когда труд вынужденный, поскольку «это надо сделать, чтобы заработать на пропитание» – то такой труд низкоэффективный.
Тогда человек работает «для галочки», «через не хочу», фактически уговаривая себя, а это никогда не даст высокопродуктивного результата.
Между тем, когда базовые потребности человека в еде, одежде и жилище удовлетворены, то в нем просыпаются потребности более высокого уровня – в признании, в ощущении собственной полезности, в самовыражении.
И такой высокомотивированный человек для реализации этих потребностей готов трудиться с гораздо большим энтузиазмом.
Более того, с ростом автоматизации и роботизации производств количественная потребность в человеко-часах неуклонно падает, зато растет качественная. То есть, нужны более высококвалифицированные (а значит, и более высокооплачиваемые) специалисты, которые могут работать меньшее число времени. При такой парадигме развития государство (и корпорации) будут заинтересованы в росте образованности населения, а не в его отуплении, как сейчас.
В радиоэлектронике есть понятие равновесия, impedance.
Точек равновесия на вольт-амперной характеристике может быть много, и от их выбора зависят КПД и мощность устройства. В экономике равновесие тоже может достигаться на разных уровнях: низкое производство и низкое потребление, или высокое производство и высокое потребление.
На сегодняшний день проводимые в мире реформы смещают экономическое равновесие вниз.
Использование низкоквалифицированного ручного труда китайцев и жителей третьего мира неизбежно ведет и к снижению благосостояния жителей развитых стран. Выстраиваемая толпо-элитарная система ведет к массовому обнищанию и деградации образования (эти процессы, безусловно, взаимосвязаны).
Оставаться в рамках рыночной экономики и ее примитивных мотиваций выживания – прямой путь к деградации. Более того, это практически неизбежно ведет к новой мировой войне за передел рынков. Построение же экономики насыщения и переход к высшим мотивациям самореализации и творчества – скачок на следующую ступень развития.
Одних экономических мер для этого не достаточно, это возможно только при комплексных реформах, затрагивающих кроме производства и распределения товаров также изменения систем ценностей и поведенческих паттернов путем внедрения соответствующей идеологии с помощью СМИ, воспитания, образования и, естественно, материального поощрения альтруизма, возвращения ему престижного статуса.
Социальный психолог Эрих Фромм в своих произведениях доказывает, что любое общество, в основе которого не лежит любовь, саморазрушительно.
Известный физиолог Селье в работе «От мечты к открытию» подробно показывает, что самой выгодной деятельностью человека является помощь другим людям, а так называемые эгоистичные мотивации зачастую ему только вредят (через беспокойную совесть, испорченную репутацию, потерянные отношения, отсроченное возмездие).
Как указывают исследования зоопсихологов, альтруизм присущ не только людям, но и многим высшим животным (дельфинам, приматам, собакам и многим другим). И чем выше развитие вида, тем больше альтруистических мотивов можно найти в его поведении.
Радость, что делаешь кому-то добро – это уже достаточное вознаграждение за добрые дела. Добрым, сильным, щедрым, праведным быть легко и приятно.
И ещё один, чрезвычайно важный момент, связанный с мотивацией. Человек будет работать изо всех сил, терпеть трудности, выкладываться только при соблюдении двух условий.
Во-первых, он должен быть уверен, что результат его труда пойдёт на пользу – ему лично и обществу в целом (что в рамках сегодняшнего олигархического строя невозможно).
И во-вторых, он должен знать, что он работает на своё будущее. У него должна быть Мечта, и он должен видеть, что его труд приближает осуществление этой Мечты.
Если же у кого-то единственным источником мотивации к действию являются деньги, то это просто какой-то ограниченный и зазомбированный человек, чьи высшие потребности не проявляют себя в полной мере.
А.Роджерс
Смотрите правую колонку сайта
mik-ua.blogspot.com