К чему можно применить слово стагнация? Стагнация человека


Типичная стагнация: почему мы застаиваемся в жизни

Однажды ты оглянешься и поймешь, что застрял на одном месте. Ты думал, что несешься по жизни на ракете под названием «Счастливое будущее», а оказалось, ходил курцгалопом по кругу на осле под названием «Стагнация». Как все хорошо начиналось, а как банально закончилось. Чем-то эта история напоминает взлет и падение Древнего Египта.

Типичная история типичной цивилизации

Около 3150 г. до н.э. независимые города-государства вдоль Нила объединились под властью фараона, чтобы стать единой страной. Это был славный период роста, развития и благополучия, что нечасто встретишь в африканских землях. Используя ресурсы, найденные вдоль реки, египтяне смогли обеспечить орошение плодородных земель, что привело к быстрому росту населения.

Там, где сытно, благополучно и богато, там всегда процветает культура. Под тщательным государственным управлением египтяне разработали систему письма, исследовали медицину и изучали математику. Перед глазами заезжих странников представала величественная картина развитой цивилизации: вечные, как оказалось, пирамиды, замысловатые картины жизни, записанные иероглифами, невероятные дворцы – вот оно, дивное наследие того, что в исторических хрониках зовется династическим периодом.

Древний Египет мчался по пути прогресса, словно боевая колесница, запряженная одуревшим от шума и крови конем. Нация работала в едином порыве, каждый сегмент общества делал все во благо государства и своего богоподобного правителя. На протяжении более двух тысячелетий Египет был самой могущественной цивилизацией Древнего мира.

Увы, деяния человеческие не столь долговечны. Их природа такова, что рано или поздно хорошее сменяется чем-то очень плохим. Даже вечные пирамиды обветшали под воздействием времени и безразличия, что уж говорить о благополучии государства. Благополучные времена рождают трусливых людей, а трусливые люди сеют смуту в царстве.

Гражданские войны между Севером и Югом, набеги на гробницы фараонов, заговоры и интриги, разрушающие изнутри, пошатнули государство, которого еще не видел белый свет. А на сытого льва с ненавистью смотрят голодные соседи. Древний Египет постепенно уменьшал ресурсы внутренними конфликтами, стал уязвим для нападения со стороны соседних государств. А тут еще и народы моря повадились в страну пирамид. Трагедия бронзового века, как было написано в папирусах: «То, что никогда не случалось, произошло».

Культура древних египтян постепенно угасала под кипящим солнцем и непостоянными песками, в то время как персы, греки и римляне по очереди управляли регионом. Они проявляли интерес к великой и древней культуре, но любым народом проще управлять, если навязать ему свою культуру. За это время земли вдоль Нила успели побывать османскими, сельджукскими, арабскими, переходили из рук в руки, словно оплата проезда в маршрутке, и особого интереса у местных жителей древнее наследие не вызывало. Только в 1798 году, когда прибыла армия Наполеона, возродился интерес к этой древней и увлекательной цивилизации.

Пассионарный толчок

Историки вроде товарища Гумилева и Тойнби любили рассуждать про пассионарные толчки и то, что каждая цивилизация должна пройти на своем историческом пути ряд этапов: буйный рост, спокойную зрелость и постепенный спад. И если заглянуть в учебники по истории, то все так и есть. Здоровое общество растет. Оно создает искусство, развивает технологии и обеспечивает социальную мобильность. Однако когда цивилизация становится империей, начинается стагнация. Пока еще никто не сумел задержаться на пике.

Цивилизация перестает расширяться и инновацироваться. Творческое меньшинство, которое привело цивилизацию от скромного начала к сверхдержаве, перестает создавать и становится меньшинством, беспрекословно подчиняясь бесталанным тиранам или скандалящему и каверзному большинству. А что беспокоиться – весь мир уже прознал про их могущество и богатство. Теперь можно погреться в лучах собственного величия и славы. Но увы, на границах скалят зубы жадные и голодные враги, а перевозбужденные собственным успехом правители не могут удержать под контролем даже имеющееся могущество.

Империя напоминает старый, разваливающийся на глазах и без лишней помощи дом: он вроде стоит, но фундамент треснул, крыша осыпалась. И тут же, ни к селу на беду с кувалдами, на бульдозерах и с планом строительства нового дома появляются молодые и энергичные люди, которые давно позарились на участок. Так что империя – это скорее слабость, нежели сила.

Опасность ржавления

Этапы цивилизации очень похожи на те ступени, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Будучи детьми, мы энергичны и непосредственны, нам все интересно, и мы наивно грезим о будущем. Вступая во взрослую жизнь, оптимизм напрочь вытесняется реализмом. Мечтаем все меньше, ворчим больше и соглашаемся на все, что кажется практичным и нормальным.

Кто-то успокаивается раньше, кто-то – позже, кто-то ищет себя и свое место до 70-лет, а кто-то находит более-менее комфортную обстановку в 25 и перестает двигаться вперед. Ржавеем, господа. Мы перестаем бросать вызов себе и всегда выбираем безопасный маршрут. Какой смысл расти, если и так все неплохо? Зачем выпендриваться, когда можно довольствоваться тем, что есть?

А ты вспомни, что происходит с ногой, которая провела много времени в одном положении? Или с камнем, через который течет вода? Нога немеет, тебе становится неприятно. Камень стачивается и исчезает. А ты либо свихнешься от регулярно повторяющейся обыденности, и твой комфорт все равно превратится в дискомфорт, либо растворишься в истории, словно тебя и не было.

Есть много причин эмоционального выгорания, как ни странно, чаще всего его причиной является отсутствие хоть сколько-нибудь значимых действий. Мы застаиваемся, как Советский Союз при Брежневе, ржавеем, как списанный поезд на свалке. Со стороны это напоминает весьма жестокий процесс приручения слонов. Слона ловят, сажают в клетку, иногда даже избивают, и так до тех пор, пока он не перестанет делать что-либо сам по себе. Слон боится выходить, потому что знает, что за самоволку получит удар по больному месту. Мы как эти слоны: ограничиваем в свободе себя сами. Подобно слону учимся ассоциировать неудачу с болью и разочарованием, поэтому мы перестаем пытаться делать что-то новое.

Как избежать деградации

Когда наступает тупиковый момент, мы зачастую не знаем, что делать дальше. Вот три шага, которые ты можешь использовать, чтобы не заржаветь.

1. Признай дискомфортКогда мы ощущаем дискомфорт, то, как правило, стараемся спрятаться от него. Занимаемся всякой чепухой, лишь бы отвлечься и перебить неприятное ощущение чем-нибудь позитивным. То есть вместо того, чтобы решить вопрос и вникнуть в суть дела, напиваемся, покупаем себе что-то или отрешенно серфим интернет.

Но не путай симптом с причиной. Возросшие атаки на Древний Египет были симптомами его растущей слабости, а не причиной. Точно так же твой дискомфорт является признаком того, что что-то не так. Определи источник недовольства, а не старайся отвлечься.

2. Рассмотри другую перспективу

Мы, сами того не понимая, продлеваем плохие времена и ускоряем свою кончину, потому что не хотим менять свое направление. Мы чувствуем себя комфортно в своей клоаке, словно кот в коробке, даже если знаем, что это вредно для нас в долгосрочной перспективе. Если ты понимаешь, что застрял, добавь в жизнь небольшие изменения. Начни побочный проект по интересующей тебя теме, отправляйся в путешествие или читай книгу, которая предоставляет отличную от твоей точку зрения. Эти крошечные впечатления помогут увидеть новую перспективу и предвидеть будущие проблемы.

Когда ты делаешь что-то вне зоны комфорта, то понимаешь, что восприятие и реальность отличаются друг от друга. Узнаешь, что большинство твоих ограничений обусловлено самонадеянными убеждениями, а не тем, что на самом деле возможно.

3. Продолжай делать то, что хорошо получаетсяПозитивные изменения всегда работают одинаково. Нужно следить за обратной связью. Например, придумал смешной пост – поднял всем настроение и получил кучу положительных отзывов. Поставил свою машину на детской площадке – ее сожгли. В первом случае благоприятное действие оставило после себя хорошее последствие. Во втором – не очень приятное. Следи за этим и делай то, что получается у тебя лучше всего.

Однако иногда нам приходится вырабатывать те привычки и умения, которые упорно не приживаются. Некоторые крупные компании используют Lego в качестве способа общения между сотрудниками, чтобы делиться идеями. Когда метод показал свою эффективность, конкуренты вместо глумливых насмешек поспешили перенять этот способ наведения мостов любви, дружбы и обмена мнениями между сотрудниками.

Ты можешь использовать аналогичную стратегию смешивания желаемых результатов с созданием привычки. Например, пытаешься ты освоить вышивание или работу с перфоратором – включи любимую музыку, и работа пройдет незаметно.

Когда тебе комфортно, будь бдителен

Время наибольшего комфорта – это время, когда нам нужно проявлять наивысшую бдительность. Когда мы привыкаем к «райскому наслаждению» на работе с 9 до 18, полным соцпакетом и своей квартирой, то не готовимся к катастрофе или неизбежным изменениям жизни.

В глубине души мы можем знать, что наши нездоровые привычки в еде, психованные отношения или неудовлетворение работой не могут длиться вечно. Но между знанием и действием есть огромная пропасть. Это не значит, что нужно одним махом пытаться все наладить. Не получится. Начни с малого, с какой-нибудь совершенно незначительной вещи. Иногда достаточно просто побриться – этого вполне хватает для начала.

brodude.ru

БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА: СТАГНАЦИЯ, ГИБЕЛЬ

ТОП 10:

ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ?

 

Тридцать или сорок тысяч лет назад род человека был представ­лен двумя биологическими видами — Homo neandertalensis и Homo sapiens. Сколько-нибудь существенных различий между ними не было, хотя, по-видимому, их представители не могли иметь общих потомков. Из-за несколько различного строения черепа и соответственно мозга неандертальцы, возможно, были менее приспособ­лены для жизни вообще. Это, однако, не помешало им овладеть Достаточно сложной трудовой деятельностью и сформировать примитивные социальные институты. Оба вида более или менее Мирно сосуществовали, как полагают, вплоть до исторического времени. А затем неандертальцы исчезли с лица Земли, оставив своих собратьев по разуму в одиночестве.

Ясного ответа на вопрос, почему погибли неандертальцы, наука не дает. Высказывают предположение, что они были истреблены более удачливыми соперниками — нашими предками. Древние люди были каннибалами: они употребляли в пищу себе подобных, особенно чужаков. Но было ли по силам одному виду каннибалов истребить другой в глобальном масштабе? Этому препятствовали крайне низкая плотность населения и значительная площадь ареа­лов, на которой обитали перволюди. Да и физически неандерталь­цы были, пожалуй, покрепче наших предков. История свидетель­ствует: никому из самых жестоких и кровожадных завоевателей, которые жили в более поздние времена и обладали значительно более совершенными орудиями истребления себе подобных, не удалось нанести ощутимый урон человечеству, если рассматри­вать его как целое. Ни одна раса не погибла в результате бесчис­ленных войн.

Межплеменные стычки с нашими предками могли оказать вли­яние на судьбу неандертальцев, но сыграть роль решающего фак­тора в истории их гибели они не могли. Тогда в чем же дело? Странно, что эта загадка так мало беспокоит ученых: откройте любую книгу, посвященную происхождению человека, и вы обна­ружите, с каким удивительным академическим равнодушием об­суждается там вопрос о гибели самых близких родственников че­ловека разумного, совершившейся на рубеже исторического вре­мени.

Иногда подсказку, где надо искать ответ на подобные вопросы, можно найти, если задуматься над причинами других, не менее таинственных феноменов, которые относятся примерно к той же эпохе. Один такой феномен известен: палеоантропы-неандерталь­цы благополучно жили на Земле около четверти миллиона лет, и лишь в конце этого периода произошло событие по меркам геологического времени взрывообразное — внезапно появился их буду­щий конкурент, человек разумный. Необходимость объяснять по­добные взрывы эволюционного процесса представляет собой одну из принципиальных трудностей дарвиновской теории эволюции. Внести некоторую ясность в эту проблему помогает концепция синергетической эволюционной триады, рассмотренная в предыдущей главе.

Нам неизвестно, что погубило неандертальцев. Но понять, по­чему по историческим масштабам это произошло так быстро, мы можем, обращаясь к методам синергетики и теории катастроф (см. ч. 1). Вспомним, во-первых, теорему хрупкости хорошего:

если самоорганизующаяся система находится вблизи границы об­ласти устойчивости, то переход к неустойчивому состоянию может быть вызван самыми малыми изменениями параметров регулиро­вания. А во-вторых, вспомним, что за состоянием бифуркации следует целый спектр альтернативных виртуальных сценариев. Среди них могут быть и такие, которые означают гибель, распад системы как следствие ее кризиса, оказавшегося системным. Чело­веку разумному следует осознать: в этом эпизоде эволюции био­сферы содержится предостережение для него самого.

Синергетика в состоянии приблизить нас к раскрытию еще одной загадки, связанной с возникновением вида Homo sapiens, — остановке развития его мозга. Академик Владимир Вернадский, которому принадлежат наиболее фундаментальные исследования проблем развития биосферы в XX в., следуя работам американско­го геолога, зоолога и палеонтолога Д. Дана, сформулировал прин­цип цефализации: эволюция нервной системы направлена на усовершенствование центральной нервной системы — мозга [26]. Заметим, что этот принцип Вернадского-Дана согласуется с принци­пами Онсагера и семантического давления мэона, о которых шла речь в гл. 4.11.

Исходя из принципа цефализации, Вернадский утверждал, что человек не есть венец творения, а человеческий мозг не может быть конечной, максимальной формой проявления жизни. «В порядке десятитысячелетий, — писал он, — изменение мыслительного ап­парата человека может оказаться вероятным и даже неизбежным» [26].

Однако первые 40 тыс. лет существования человека разумного свидетельствуют об обратном: сколько-нибудь ощутимых измене­ний мозга у него не наблюдается. Причины приостановки развития мозга загадочны. Генетические возможности эволюции оказались исчерпанными уже к тому времени, когда на смену биологической эволюции пришла социальная. Но синхронность этих событий еще не доказательство их причинно-следственной связи: прекращение естественного отбора позволяло сохранять жизнь слабейшим, но не могло губительным образом сказываться на более умных.

Живой организм, в течение всей своей жизни непрерывно про­изводя энтропию, освобождается от нее благодаря метаболизму, обеспечивающему поступление из окружающей среды отрица­тельной энтропии. Как отмечалось в гл. 4.11, процессы увеличения энтропии, сопровождающие синтез генетической информации, Идут по-разному на разных иерархических уровнях живого орга-

низма, начиная от клеток и кончая мозгом. Для последовательных иерархических уровней энтропия аддитивна, причем с увеличени­ем номера иерархического уровня величина необходимого прирос­та энтропии быстро снижается.

Дальнейшее усложнение работы мозга означало бы повышение иерархичности еще на одну ступень. Эволюция легко справилась бы с этой задачей, и это кажется привлекательным, так как скорее всего означало бы усиление информационного взаимодействия с семантикой мэона. Но заплатить за это пришлось бы ослаблением информационного обмена с окружающей средой (аутизм). В усло­виях, когда окружающий мир полон опасностей, грозящих гибе­лью, этот шаг эволюции привел бы к быстрому исчезновению вида человек разумный. Однако то, что естественный отбор даже в условиях социальной защищенности запрещает для популяции в целом, не запрещено для отдельных индивидов. Возможно, именно благодаря подобным исключительным бифуркациям у ничем не выдающихся родителей появляются потомки, вырастающие гениями.

Между прочим, именно аутизм — высокая степень самоизоля­ции от всего внешнего мира — одна из наиболее характерных черт гениальных личностей. История хранит большое количество пре­даний об этой удивительной на первый взгляд странности великих людей.

Таким образом, синергетика в сочетании с принципами теоре­тической биологии в состоянии объяснить и высокую скорость эволюционных скачков, и приостановку процесса цефализации у человека разумного. Вопрос о том, в чем состоит причина этих скачков и где находятся источники необходимых для этого им­пульсов отрицательной энтропии, становится более ясным, если принять точку зрения синергетической мэонологии.

Но остается проблема, которая не может не волновать нас се­годня: если с такой легкостью и, похоже, без особого сопротивле­ния исчез с лика Земли один вид человека, то не ждет ли в будущем такой же конец и другой его вид — Homo sapiens? Возникновение этого вида носило взрывной характер. В биологическом плане, как мы выяснили, он достиг высшей точки собственного эволюцион­ного тренда. Из синергетики следует: любая остановка эволюцион­ного процесса самоорганизующейся системы опасна для ее устой­чивого существования. А потому встает драматический вопрос: насколько длительным окажется процесс эволюционной стагна­ции, не таится ли в конце этого тренда скрытая пока от нас, но

грозная катастрофа столь же взрывообразного характера, каким было его начало?

Сегодня у нас есть, к сожалению, основания дать на эти вопросы положительный ответ. И источником опасности, грозящей челове­ку, является прежде всего он сам.

Во второй части книги подробно рассмотрены многочисленные признаки приближающегося глобального коллапса, вызванного техногенной деятельностью мировой цивилизации. Гибель угро­жает не только самой цивилизации и виду Homo sapiens, но и биосфере в целом. Подобные эволюционные сценарии прогнози­руются с достаточной степенью определенности. По мнению ака­демика Э.М. Галимова, «мы входим в точку бифуркации биосферы как целостной системы... Подобно тому как организм достигает предельного биологического возраста, жизнь на Земле в своем развитии, возможно, достигла предельного возраста» [32].

Но было бы, однако, ошибкой думать, что у биосферы не най­дется средства остановить ставшего для нее опасным агрессора и не допустить собственного конца. У нас нет никаких оснований полагать, что биосфера будет безропотно ждать драматической участи, которую уготовил ей один из миллионов порожденных ею видов, возомнивший себя хозяином природы. С точки зрения эко­логического императива человек — это всего лишь паразит, по­требляющий ее энергию и вещество. Представителям вида Homo sapiens не следует принимать оскорбленную позу, услышав такое определение, а постараться осмыслить свойство любого паразита: его максимальная активность не совпадает с его оптимальной адаптацией к условиям окружающей среды. Если в процессе эво­люции вид, паразитирующий на среде своего обитания, не сумеет адаптироваться к ней, то его неизбежно ждет гибель, возможно, вместе с этой средой. Для теории катастроф математическое моде­лирование этого процесса довольно тривиальная задача, так называемый режим с обострением.

Можно ожидать, что, подчиняясь принципам минимальной диссипации энергии и семантического давления, биосфера выра­ботает такую стратегию взаимодействия с опасным агрессором — человеком, — которая сведет к минимуму причиняемый им вред. Употребляя целеполагающие термины, я отнюдь не пытаюсь наде­лить биосферу признаками разумной деятельности, которая у нее отсутствует, просто с помощью такой терминологии можно представить ситуацию наиболее ясно.

Рассуждая таким образом, нетрудно прийти к заключению, что оптимальными направлениями главного удара в борьбе с агрессо­ром — человеком разумным — являются воздействия сначала на его фертильный аппарат, а затем на интеллект. Именно эти два фактора делают человека особенно опасным для природы. И потому, похоже, как раз таким оказался стратегический выбор биосферы.

Нельзя исключить, что атака на вид Homo sapiens уже началась. На это обратил внимание Станислав Лем — не только известный писатель-фантаст, но и биолог по образованию [63]. Он пишет, что распространение в глобальном масштабе синдрома иммунодефи­цита человека, СПИДа, который называют болезнью века, может привести к неожиданным последствиям. Возбудитель этой болез­ни — вирус иммунодефицита человека, ВИЧ, — весьма приспособ­ленный к организму хозяина агрессор: латентный период состав­ляет несколько лет, а способ передачи связан либо с сексом, либо с кровотоком. Достаточно ясно, что без сексуальных отношений человечество существовать не может, а потому СПИД сам собой не исчезнет. Наоборот, его все более широкому распространению способствуют современные условия жизни: нищета во многих ре­гионах, быстро растущая плотность населения, миграция, панмиксия, т.е. свобода в области половых отношений, и т.д.

В отличие от других высших животных эволюция предков че­ловека привела к закреплению двух взаимно противоречивых брачных программ — моногамии и группового брака. Функция первой программы состояла в том, чтобы продлить привлекатель­ность самки на весь период выращивания ее детенышей, обеспечив им на это время защиту самца. Функция второй — сохранение потомства в условиях, когда родителям со всех сторон угрожала гибель. С возникновением первобытного общества человек вышел из-под контроля естественного отбора, и эволюционный процесс приостановился, оставив эту работу незавершенной.

Лем выдвинул гипотезу: пандемия СПИДа может снова вклю­чить отбор по половому признаку и сначала перевести сексуаль­ную программу человека в режим строгой моногамии, а затем резко снизить его сексуальный потенциал. Сексуальная актив­ность человека управляется гормоном андроген, но это тот самый гормон, который активизирует и развитие интеллектуальных спо­собностей его мозга. Поэтому генетические изменения в сексуаль­ной сфере одновременно неизбежно приведут к перестройке пси­хики человека — к снижению его творческого и эмоционального

потенциала, способности сопротивляться стрессам и т.д. Скорее всего, столь значительные изменения генотипа человека будут рав­нозначны возникновению на его основе нового биологического вида — Homo innoxis, человека безопасного. С точки зрения совре­менных общечеловеческих ценностей такой результат, безуслов­но, будет означать деградацию. Зато с точки зрения экологическо­го императива он окажется весьма эффективным.

По мнению Лема, нечто подобное могло произойти в процессе эволюции таких коллективных насекомых, как муравьи, пчелы и термиты. В своей массе они вообще утратили половые признаки, которые остались только у немногочисленных маток и трутней. Не сыграл ли в этом процессе роль фактора отбора вирус, подобный

ВИЧ?

Биологи считают, что возбудитель СПИДа скорее всего очень молод; нельзя исключить, что он сформировался всего несколько десятилетий назад. И это неудивительно: скорость мутаций и ес­тественного отбора в царстве виры в миллион раз выше, чем для фауны. А в условиях быстро нарастающего техногенного загрязне­ния окружающей среды радиоактивными и химически активными отходами она может возрасти еще больше. В результате вероят­ность возникновения новых, все более опасных для человека агрес­соров возрастает многократно.

И похоже, это уже произошло: на пороге еще один вирусный кошмар — это Т-клеточный лейкоз. Как и СПИД, эта страшная болезнь передается двумя путями — через кровоток и через сперму. Вирусы Т-лейкоза также внедряются в клетки иммунной системы, но в отличие от ВИЧ превращают их в злокачественные. Спасения от этой болезни нет. А конечный ее результат может оказаться тот же самый — сначала сокращение численности народонаселения Земли, а затем формирование нового вида — Homo innoxis.

Из теории синергетической мэонологии следует, что могут су­ществовать и другие формы «атаки» биосферы на фертильность и интеллект человека. Поскольку информационный обмен между биосферой и семантическим банком мэона симметричен, принци­пиально возможно энтропийное «загрязнение» этого потенциа­ла. Источником этого «загрязнения» может послужить разру­шительное антропогенное воздействие на биосферу. А это, в свою очередь, может привести в действие новые, еще более эффективные механизмы управления генетическим аппаратом человека. Срабатывание этого механизма также может носить скачкообраз­ный характер.

В гл. 4.11 отмечалось, что для перехода на иерархически высшую ступень эволюции человека — формирование сознания — потребовалось минимальное увеличение энтропии. И следовательно, для обратного процесса — разрушения интеллекта — доста­точно столь же незначительного внешнего энтропийного воздей­ствия на геном.

Как показал И. Пригожин, признаком однонаправленности и необратимости эволюционного процесса является наличие в каче­стве исходного состояния консервативной системы. Человеческий мозг является именно такой системой [107]. Поэтому из теоремы хрупкости хорошего следует: вероятность процесса, ведущего к разрушению генетических основ человеческого интеллекта, доста­точно велика.

К сожалению, включение этих разрушительных для интеллекта механизмов не противоречит и другому фундаментальному биоло­гическому закону — принципу Вейсмана: наследуются мутации, а не модификации. Процесс трансляции признаков закрепляется на генетическом уровне, которому согласно МБК-концепции может соответствовать мэоновая семантическая реплика [67].

Если мы понимаем, что мэон-биоинформационные процессы, будучи выведенными из-под контроля, способны сыграть губи­тельную роль в судьбе человечества, то естественно задать вопрос, нет ли у нас возможности переломить ход этого процесса и развер­нуть его в противоположную сторону. Нельзя ли целенаправленно использовать комплекс тех же самых эффектов не во вред, а на пользу человека?

Теоретически на этот вопрос можно дать положительный ответ. Если биомэоновые протоструктуры живого действительно играют фундаментальную роль в процессах жизнедеятельности, то долж­ны существовать способы взять эти процессы под контроль. Нельзя, например, исключить, что на этих путях удастся оста­навливать на самых ранних стадиях развитие эмбрионов, не при­бегая к традиционным биомедицинским операциям. Можно на­деяться, что соответствующие способы контроля над рождаемос­тью из-за своей необычности не войдут в противоречие ни с рели­гиозными запретами, ни с национальными обычаями. И тогда, быть может, появится наконец возможность снять опаснейшую для существования человечества проблему неконтролируемого роста населения.

Если будет установлено, что био-мэонные эффекты действи­тельно позволяют осуществить программируемый контроль над

генетическим кодом, то на этой основе появится возможность ре­шить и другую, не менее практически важную для человечества проблему — переход к социальной автотрофности. Если расти­тельный мир использует для производства органики неорганичес­кие вещества, то не существует никаких запретов научиться делать то же самое искусственно. В случае успеха это сулит избавление от одного из страшных современных бедствий — голода. Предсказы­вая неизбежность и необходимость решения проблемы автотрофности, Вернадский писал, что в качестве источника энергии в со­ответствующем технологическом процессе целесообразно исполь­зовать экологически наиболее чистый его вид — энергию излуче­ния Солнца. Именно на этом принципе основаны процессы жизнедеятельности в мире фауны и океанского планктона.

Принципиально новые технологии в состоянии помочь реше­нию важнейшей задачи, стоящей сегодня перед человечеством, — не допустить необратимого скатывания к экологической катастро­фе. Но будет ли этого достаточно? Анализируя быстрое нараста­ние современного экологического и антропологического кризиса, современный русский философ А. Назаретян, приходит к выводу, что «эмпирический человек», каким его создала слепая биологи­ческая эволюция, не имеет будущего [92].Нарастающее техноген­ное давление на естественные эволюционные процессы может по­ставить его перед необходимостью не только изменить свою стра­тегию взаимоотношений с биосферой, но и приступить к модерни­зации собственного генома.

Можно ли согласовать подобные рассуждения с гуманистичес­ким идеалом современного менталитета о самоценности челове­ческой личности?

Палеонтология и археология свидетельствуют: из-за несовер­шенства собственного генома человек был бы обречен на вымира­ние, если бы не сумел выйти за пределы своей видовой программы. Своеобразие и сила человека оказались в его открытости, в способности преодолевать собственную видовую ограниченность. Быть может, это именно та жизненная стратегия, неумение использо­вать которую погубило когда-то наших ближайших родственни­ков — неандертальцев. Поэтому если современный человек легко и быстро расшатывает свою экологическую нишу, собственный генофонд, иммунную систему, то естественно в порядке компенса­ции скорректировать и собственный менталитет, включив в него такие ценностные ориентиры, как автоэволюционные методы вы­живания и адаптации.

Управляемая автоэволюция человека — тема не новая. Русские ученые Константин Циолковский и Владимир Вернадский считали, что это произойдет обязательно, и рассматривали вид «человек разумный» лишь как промежуточное звено в длинной череде ра­зумных существ, умеющих оптимальным способом научно органи­зовать собственное самосовершенствование.

Биологическая эволюция, работа которой по формированию вида Homo sapiens прервалась с возникновением человеческого общества, оставила ему в наследство немало органических пороков. Поэтому первое, для чего можно было бы использовать уже начальные успехи будущих био-мэоновых технологий, — это лече­ние генетических заболеваний и исправление дефектов фенотипа. На следующем этапе речь пойдет о модификации и совершенство­вании генотипа.

Жан-Жак Руссо в книге «Эмиль» писал: «Природа дурно созда­ла человека, только своими руками может он усовершенствовать себя». Биомэоновые технологии, быть может, позволят воплотить эту мечту в жизнь. Эта работа начнется с исправления органичес­ких дефектов центральной нервной системы — эмоциональной неустойчивости, интеллектуальной инертности и слабости, много­численных патологических отклонений от оптимума и т.п. По­явится возможность управляемой мобилизации интеллектуаль­ных ресурсов головного мозга, подключения индивидуальной па­мяти непосредственно к ресурсам компьютерных банков информации, включая алгоритмы решения задач творческого характера. Если решение этих задач будет проходить успешно, то можно будет вести речь о переходе к следующему, более сложному и более результативному этапу — периодическому переходу к желательно­му набору качеств собственной личности и ее программированно­му перекодированию. По желанию можно будет получить, напри­мер, дар художника или певца. Практически более интересно ре­шение проблемы телетаксии — подключения к мозгу индивида соматического дублера, например киборга, находящегося на дне океана или на поверхности другой планеты.

Вершина автоэволюции вида Homo sapiens — это решение про­блемы бессмертия человека, точнее, продление его жизни на неоп­ределенно долгий срок. Лет тридцать назад английский ученый и писатель Артур Кларк опубликовал книгу «Черты будущего», ставшую известной во всем мире. Среди содержащихся на ее стра­ницах многочисленных предсказаний есть и такое: 2090 г. — бес-

смертие человека [157]. Помогут ли биомэоновые технологии справиться с решением этой задачи?

Начать обсуждение этой темы лучше всего с вопроса о том, что собственно нам хотелось бы сохранить в течение срока, превыша­ющего видовую продолжительность жизни. Человеческое Я, субъ­ективное начало — категория динамическая. Сегодня мое Я совсем не то, что было 20 и тем более 40 лет назад.

Вот рассуждение на эту тему известного физика и выдающегося мыслителя Эрвина Шредингера:« Вам было 16 лет, и вас раздирали страсти. А что осталось от того Я, которое было носителем этих страстей? Очень мало. Но вы есть. И значит, теперь вы — другое Я! В каждый данный момент ваши прошлые Я казались самыми важ­ными. Но они сменились, они умерли, а термин «смерть» даже не возник. Так что же остается на все времена, пока мы живы?»

Остается одно — ощущение непрерывности собственного Я, субъективного начала. И это все. Это единственный инвариант в этом никогда не прекращающемся самодвижении человеческой личности. Сформулируем поэтому нашу задачу следующим обра­зом: речь должна идти о сохранении именно этого инварианта.

Биомэоновый дуалистический интеракционизм позволяет раз­делить эту задачу на две части. В основе такого разделения — гипотеза о существовании психомэоновой реплики сознания, независимой или слабо зависящей от сомы, от атомно-молекулярных структур мозга. МБК-концепции эта гипотеза не противоречит. Подчеркнем: речь идет об относительной автономии субъективно­го начала на наиболее фундаментальном уровне его семантико-мэоновых протоструктур. И следовательно, принципу запрета деком­позиции мозга, который относится к процессам на иерархически более низком атомно-молекулярном уровне, эта гипотеза не противоречит.

Известны эмпирические данные, свидетельствующие в ее поль­зу. Американский нейрофизиолог Ш. Карагулла утверждает: авто­номность сознания по отношению к соме — экспериментальный факт [54]. Такого же мнения придерживаются русские исследователи трансперсональных эффектов А. Дубров, В. Пушкин, В. Каз­начеев. Обстоятельные исследования в области трансперсональ­ной психологии выполнил в США С. Гроф [37]. Лауреат Нобелев­ской премии американский нейрофизиолог Р. Сперри пишет: со­знательные явления возникают «только на высших уровнях Мозговой иерархии при определенных типах мозговых процессов в некотором роде уникальных, которые еще предстоит открыть и

которые вряд ли могут быть идентифицированы с тем, что доныне именовалось нейронными событиями» [124].

Академик Н.П. Бехтерева, много лет возглавлявшая Институт мозга человека в Санкт-Петербурге, исследовала проблему «выхо­да души» человека из тела во время клинической смерти и при родах. После встречи с известной болгарской ясновидящей Вангой Бехтерева обдумывала другую проблему — возможности контакта с умершими. Она не согласна с крайним ригоризмом некоторых ученых, которые по поводу подобных феноменов заявляют: того, что я не могу зарегистрировать и измерить, не существует.

«Поистине, — пишет по этому поводу Бехтерева, — мир людей меняется меньше, чем мир окружающей природы. Икар хотя бы мечтал, а остальные... И много веков прошло, прежде чем расстоя­ния стали во времени более короткими благодаря тому, что не только человек, а массы людей летают». Парапсихологические фе­номены реальны, утверждает Бехтерева, и их надо изучать научны­ми методами [19].

Ссылки на авторитетные высказывания в пользу гипотезы об относительной автономии субъективного начала от сомы можно продолжить.

Но если мы допустим, что эта гипотеза имеет право на призна­ние, то возникает другой вопрос: можно ли говорить о «пересадке» этого субъективного начала, личностного Я от одной сомы на дру­гую, от одного телесного его носителя другому? На этот вопрос можно со всей определенностью дать утвердительный ответ: сви­детельством тому служит явление «реинкарнации», неоднократно подтвержденное прямыми наблюдениями ученых. Мы поставили термин «реинкарнация» в кавычки, так как этот эффект не имеет отношения к традиционному мистическому объяснению. Как от­мечалось в гл. 4.10, его интерпретация возможна именно на основе МБК-концепции [69].

Принимая эту гипотезу в качестве рабочей, мы должны отве­тить на следующий вопрос — о судьбе сомы. Вероятно, нет необхо­димости ставить задачу поддержания нормального состояния соб­ственного тела за пределами естественного срока его существова­ния. Можно вырастить ему эквивалентную замену, используя метод клонирования, с помощью которого следует получить гене­тически идентичный, но лишенный собственного Я, организм на основе ядер, взятых из клеток «хозяина». Первые успешные шаги в этом направлении уже сделаны в лаборатории профессора Дж. Стиллмана в университете Джорджа Вашингтона в США [67].

К этому остается добавить, что если возможна «межсоматичес­кая» пересадка Я, а если точнее, личностного ядра его памяти, то нельзя в принципе исключить и временного хранения этого ядра, или психо-мэоновой реплики Эго, в специально сконструирован­ном электронном или биоэлектронном банке информационной па­мяти. Такой банк может выполнять функции временного фиксато­ра субъективного начала до того момента, когда будет подобрана или выращена подходящая сома.

Остановимся на этом — обсуждаемая проблема исключительно сложна, и любые попытки упрощать ее были бы ошибкой. В основе излагаемой концепции лежит гипотеза об аддитивности сомы и психо-мэоновой реплики личностного начала, Эго, которая не может не вызывать сомнения. Остается, в частности, неясным, не станет ли суррогатная личность, возникшая в итоге такой опера­ции, своего рода ментальным кентавром, который будет иметь весьма мало общего с исходным индуктором. Нельзя исключить, что все еще недостаточно изученные пласты подсознательной де­ятельности, нейрохимические, церебральные, гормональные и прочие процессы в действительности образуют неразрывное един­ство, не допускающее существования каких-либо устойчивых автономных «реплик» сознания вне мозга. Все эти вопросы подле­жат дальнейшему углубленному исследованию. А МБК-концепция открывает для этого принципиально новые и важные возмож­ности.

Если человеку в стремлении предотвратить необратимое дви­жение вдоль тупикового тренда эволюции действительно предсто­ит пойти по пути управляемого изменения собственной биологической природы, то одновременно с этим изменится и весь челове­ческий космос. А. Кларк, предсказывая решение проблемы бес­смертия в конце XXI в., высказывал опасение, что поколение бессмертных может ожидать интеллектуальное вырождение.

Основной кибернетический закон Винера-Шеннона-Эшби гла­сит: условием устойчивости управляемой системы является доста­точно высокое внутреннее разнообразие. Проведенный в нашей работе анализ позволяет сделать однозначное заключение: МБК-технологии — это путь к резкой дифференциации, усложнению того интеллектуального космоса, которым является мир человека. Это путь не к растворению человеческой личности в социуме либо к различным современным формам ее подавления вроде входяще­го ныне в моду «компьютерного кретинизма», а, напротив, к мак­симально полной самореализации творческого потенциала, кото-

рым обладает каждый индивид. И тем самым это способ разреше­ния антропологического кризиса.

 

Глава 4.13



infopedia.su

К Чему Можно Применить Слово Стагнация?

Никогда не слышал такого слова в животном мире, как тут говорят. Стагнация (фр. stagnation, от лат. stagno — делаю неподвижным, останавливаю; лат. stagnatio — неподвижность; stagnum — стоячая вода) Стагнация - это застой, отсутствие развития. Слово используется в различных областях. В экономике: Состояниие экономике, в которой происходит застой в течение длительного времени. Застой производства, застой торговли. В эти периоды времени увеличивается безработица, снижается з/п и уровень жизни населения. Экономика становится невосприимчива к научно-технического прогрессу, нововведениям в экономике и производстве. Экономика не растёт или почти не растёт. Проще говоря - застой Было в США 1930х годов, когда у них был застой. Сейчас в Украине тоже застой. Экономика падает, всё разваливается. Да и в России, по-сути. И хотя Брежневское время называют "эпохой застоя", стагнацией это назвать было нельзя. (Росло промышленное производство, по производству цемента вышли на 1 место в мире, строительство дорог, домов и прочего) _ В медицине: Это венозный застой. Когда отток затруднён, при нормальном притоке крови. В общем, название и применение говорит само за себя. _ В экологии: 1) Происходит в водоёмах. Из-за застоя происходит естественный дефицит кислорода. 2) Задержка развития, «заплесневение», «замшелость» _ В психологии: В общем случае это застой (проблемы с развитием) в культуре, либо намеренное унижение народа (или группы людей) правителем, чаще всего тираном. Т.е. создаётся искусственно. Существует ещё: Личностная стагнация - застой развития человека, личности; когда личность не может/не хочет что-либо менять в жизни, идёт по течению, ничего не предпринимая и не пытаясь противостоять трудностям. Т.е., потеряв работу, замкнуться на этом и оставаться в таком положении не пытаясь что-то изменить, вроде поиска работы, либо обучения. У алкоголиков тоже происходит личностная стагнация.

otvet.expert